воскресенье, 08 июля 2007 14:09

Понтий Пилат пытался спасти Иисуса

Это малоизвестный факт: римского наместника Самарии, Иудеи и Идумеи Понтия Пилата в свое время было канонизовано христианской церковью. И до сих пор день святого Пилата отмечают в Коптской и Эфиопской церквях 25 июня — то есть 8 июля по юлианскому календарю.

Правда, католическая и православная церкви исключили его из числа святых в XII ст. Вместе с тем, российская и другие православные отмечают день святой Клавдии Прокулы — жены Пилата — 9 ноября, или же 27 октября по старому стилю.

Во время известных библейских событий Пилат лично общался с Иисусом и признал его невинным. Находясь под жестким давлением иу дейской старшины и перед угрозой восстания, пытался его спасти. Реальность восстания была вызвана тем, что накануне иудейского Пейсаха Иисус заблокировал работу иерусалимского храма. Тот существовал как бизнес-центр, обогащавшийся за счет многотысячных толпах паломников. Прекращение гендля во время праздника наносило иерусалимской верхушке огромных убытков. Еще большую угрозу для бизнеса создавало то, что Иисус назвал оккупированный торговцами храм "пещерой разбойников". Поэтому "акционеры храма" оказались в отчаянном положении и были готовы к самым радикальным шагам. Очевидно, у Пилата не было достаточной военной силы для укрощения восстания. Отсюда его вынужденное заигрывание с толпой.

Узнав, что Иисус есть гали леянином, Пилат отослал его на суд к тетрарху Галилее — Ирода Антипе. Тот как раз находился в Иерусалиме. Антипа уже давно хотел видеть Иисуса. Возможно, как раз для этого он и прибыл в город. Длительное время он собирал сведения о Назарянина, совершавшего удивительные вещи на подвластной ему территории. Поэтому Антипа очень обрадовался встрече с ним. Правда, Иисусово молчание его несколько разочаровало. Однако Ирод признал его невинным, поэтому надел на него светлую одежду и отослал обратно к Пилату. Такая одежда была знаком чистоты, признанием невинности заключенного и удостоверяла уважение к Иисусу. Настоящим символическим актом Антипа защитил от перекручиваний свой ответ Пилату.

Антипа очень обрадовался встрече с Ним

Ирод Антипа воспитывался в Риме, и римлянин Пилат хорошо понял его символическое послание. "И в тот же день Ирод и Пилат подружились между собой, ранее потому что враждовали", — сообщает Лука. Они стали приятелями потому, что вместе признали невинность Иисуса. Их объединила солидарность против лжи, злобы и фанатизма иудейской верхушки.

Подбодренный поддержкой Антипы, Пилат делает новую попытку спасти Иисуса. К этому его также призывает жена -гали леянка Клавдия.

Пилат предлагает юдеям освободить, на их выбор, Иисуса или разбойника Варавву. Достоверно, что люди ненавидели и очень боялись этого безжалостного убийцу, местного "резника". Но и эта попытка Пилата не срабатывает: толпа решительно требует отпустить разбойника, а Иисуса распять.

Тогда правитель прибегает к крайней мере. Он устраивает бичевание Иисуса, чтобы пробудить к нему жалость иудеев. Наложение на голову тернового венца должно было привести к сильному кровотечению. Окровавленное лицо Иисуса, по мнению Пилата, должно было вызвать чувство милосердия.

Вместо этого вид крови еще больше разжигает толпу, управляемую фарисеями и первосвященниками. И как раз в этот невероятно напряженный момент Пилат узнает, что Иисус — Сын Божий. Эта новость его ошеломила, и он уединяется с Иисусом для откровенного разговора. То, что он услышал, радикально изменило его оценку ситуации. Пришло поражающее осознание, в центре какого грандиозного события он оказался. "С той минуты Пилат искал, как бы Его освободить", — сообщает евангелист Иван. Не удивительно, что впоследствии Пилат стал христианином.

Если ранее Пилат механически выполнял долг имперского чиновника, то теперь у него появился личный мотив для спасание Иисуса. В душе Пилата начали бороться холодный ум и чувства человека. Рациональное мышление подсказывало, что смерть Иисуса является элементом высшего замысла, поэтому нет смысла ему опираться. Однако благоговение перед богочеловеком и честь римского воина требовали защитить Иисуса, даже ценой собственной жизни.

В состоянии душевной борьбы и нерешительности Пилат выводит Иисуса "и говорит к иудеям: "Вот царь ваш". Те закричали: "Прочь! Прочь с ним! Распни его!". Пилат спрашивает: "Царя вашего распять?". Первосвященники ответили: "Нет у нас царя, кроме кесаря!". И крик их победил".

Пилат убедился, что ход событий изменить невозможно. "Пилат, видя, что ничего не сделает, а мятеж все увеличивается, взял воды и умыл перед народом руки да и говорит: "Я не виноват в крови его; вы видели". Весь же народ ответил, говоря: "Кровь его на нас и на детях наших!". Тогда он присудил, чтобы произошло, как они просили. Отпустил им Варавву, за восстание и убийство брошенного в темницу и просившего ими. Иисуса же выдал в их волю на распятия", — рассказывает Евангелие.

Сейчас вы читаете новость «Понтий Пилат пытался спасти Иисуса». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

2

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі