среда, 13 октября 2010 07:50

"На мое место рвался Станислав Гуренко"

Автор: фото с сайта www.kpi.ua
  Виталий Масол
Виталий Масол
В октябре 1990-го на киевской пл. Октябрьской революции — сегодня Майдан Независимости — студенты проводили акцию протеста, которую впоследствии назвали "революция на граните". Закончилась она отставкой главы совета министров УССР Виталия Масола.

— О том, что меня хотят скинуть, я знал еще в августе, — вспоминает Виталий Масол, 81 год. — В Оперном театре собрались представители диаспоры. Сказали: "Виталий Андреевич, вы один остались из старой гвардии. Владимир Щербицкий (первый секретарь КПУ. — "ГПУ")  умер, Валентина Шевченко (председатель президиума Верховной Рады УССР. — "ГПУ") ушла в отставку. Теперь — ваша очередь".

На мое место рвался Станислав Гуренко, первый секретарь КПУ. Он мне сказал: "Мы с тобой не сработались бы". Я ответил: "Знаю. Меня это не беспокоит".


Вы могли избежать отставки?

— В целом да. Но политбюро партии хотело поставить своего на это место. Должность заместителя главы совета министров их не устраивала. Я не желал участвовать в грязной грызне, поэтому спокойно ушел в отставку.

В 2000-м Олесь Доний (один из лидеров "революции на граните", сегодня народный депутат. — "ГПУ") сказал мне, что среди требований студентов не было моей отставки. Они добивались отставки председателя Верховной Рады — Леонида Кравчука. Мою фамилию вместо его вписали коммунисты во главе с Гуренко.


Почему Леонид Кравчук через четыре года опять пригласил вас на должность премьера?

— Сказал, что я самый подготовленный человек. Под моим руководством правительство уменьшило налог на добавленную стоимость с 28 до 20 процентов. Начался подъем народного хозяйства. Этот налог работает и до сих пор.

При моем премьерстве приняли решение о переходе к рыночной экономике и о "нулевом варианте" долгов СССР. А нужно было платить 16 миллиардов долларов Международному валютному фонду.

Потом президентом стал Кучма, и мне не дали возможности работать. Пусть это будет на его совести.


Что нужно сейчас делать в государстве?

— Во-первых, нужно изменить состав парламента. Потому что там одни богачи, которые удовлетворяют свои интересы. Пока в Раду не придут люди, которые понимают, что такое экономика и как ее развивать, нам будет очень трудно. Будем двигаться вперед, как на быках: цоб-цабе.

Вот ввели транспортный налог на машину. А нужно — налог на бензин. В мире кто больше ездит, тот больше платит. Вот у меня "волга", я плачу 1,5 тысячи гривен, а у олигарха — "мерседес", он платит 3 тысячи. Но он ездит 300 тысяч километров в год, а я — только 300. Так богатые защищают себя.

Хотят ввести налог на жилую площадь. Но для богача 10 гривен за квадратный метр — это ничто. Если у него лишние 500 метров, то он за год заплатит 5 тысяч. А за месяц заработает миллион. А люди, которые получили квартиры еще при советской власти, должны заплатить 1000. Одну пенсию у них забирают!


Изменилась ли политика за последние 20 лет?

— А разве это политика? Политиков должно интересовать, как живет и работает народ. Пусть пойдут посмотрят, что на базаре и в магазине делается. У нас больше 190 партий, а жизнь не улучшилась. Вот пришла новая власть, решают вопрос отношений с Россией. Спокойнее стало. Но — неделю назад ездил в Москву. Яйца в Киеве стоили 3,5 гривни. Приехал — 9,5! А сколько корень петрушки или чеснок стоит на базаре? Цены уже зашкалили дальше никуда. Разве может за неделю цена вырасти втрое? Это что — политика? Куда смотрит Антимонопольный комитет? Где мэр, где комитет по защите прав потребителей? Их нет и не слышать.


"Украина без коммунистов пошла бы совсем другим путем"


Требование отставки в октябре 1990-го касалось исключительно Виталия Масола, заверяет нардеп-"нунсовец" Олесь Доний, 41 год.

— Компартийная номенклатура просто сдала Масола. Украинский студенческий союз, который я возглавлял, требовал переизбрать Верховную Раду весной 1991-го включительно с Леонидом Кравчуком, национализировать имущество КПСС и ВЛКСМ и не подписывать новый Союзный договор. Львовяне из Студенческого братства привезли еще два требования: о службе в армии только на нашей территории и отставке главы совета министров. Почему Масола? У львовских студентов были тесные контакты с депутатами оппозиционной Народной Рады. Допускаю, последние предложили отставить лишь Масола, чтобы сохранить Раду того созыва и свои депутатские мандаты. Если бы власть тогда согласилась на перевыборы, то Украина без коммунистов пошла бы совсем другим путем.

Сейчас вы читаете новость «"На мое место рвался Станислав Гуренко"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі