среда, 27 февраля 2008 17:39

Бензин и дальше будет дорожать

Опасения относительно подорожания бензина - уже традиционные для украинских автомобилистов. И давление на бензиновые цены действительно существует.

Первая причина — внешняя. Еще в январе этого года стоимость нефти на нью-йоркской товарной бирже перевалила за $100 за баррель. Финансовый кризис, прокатившийся по мировым фондовым рынками в январе-феврале, несколько сбил цены на ресурсы, в частности и на "черное золото". Однако как только существенные колебания на рынках закончились, они опять поползли вверх. 26 февраля, на момент закрытия торгов, стоимость достигала $100,78 за баррель.

Основная потребляемая Украиной нефть — из России. Как и для других государств, для нас Москва установила экспортную пошлину. Ее размер зависит от средней цены российской нефти на европейских рынках за период двухмесячного мониторинга до даты установления. С 1 февраля она составляет $333,8 за тонну. Это на $58,4 больше, чем было по ставке, установленной в декабре 2007 года. Учитывая теперешнюю стоимость "черного золота" РФ, с 1 апреля экспортная пошлина может вырасти почти до $340 за тонну. Именно такую цену уже теперь закладывают  нефтепереработчики. Поэтому и бензин должен подорожать.

Экспортная пошлина с 1 апреля может вырасти почти до 340 долларов за тонну нефти

Однако к внешним причинам в этом году добавились и внутренние. Стал ареной для очередного конфликта относительно права собственности Кременчугский нефтеперерабатывающий завод, который производит до 40% бензина в стране. После изменения руководства предприятия  российский партнер "Татнефть" остановил поставку нефти в Кременчуг. В результате этого заводу пришлось снизить объемы ее переработки. Для замены российского сырья НПЗ даже закупил ее в Ираке. Это были первые иракские поставки в Украину за всю историю. Впрочем, пока не стоит ожидать, что мы сможем перейти с российской нефти на иракскую.

Другая важная причина - новая политика Кабмина по наполнению бюджета. Чтобы выполнить взятые на себя социальные обязательства, правительство должно существенно увеличить доходы. Для этого, в частности, оно отменило вексельную формы расчетов по налогу на добавленную стоимость при импорте нефти. Это целесообразное решение. Потому что, например, в 2007 году деньгами НДС оплатили только 68% ввезенной в страну нефти — а сумма непогашенных векселей за импортные операции с ней превысила 400 млн грн. Однако если "черное золото" становится фактически дороже из-за роста платежей, то это также оказывает давление на цены на бензин.

Даже если Украина своевременно разберется с этими внутренними проблемами, то стоимость бензина все равно будет расти. Согласно с прогнозами мировых экономистов, нефть в этом году может подорожать до 20%. А это, безусловно, будет влиять и на цены внутри такой открытой экономики, как украинская.

Сейчас вы читаете новость «Бензин и дальше будет дорожать». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі