четверг, 02 июля 2009 17:46

Ивана Лежуха осудили на три года и шесть месяцев

Автор: фото: Наталия ПИСАРЕВА
  Бывший глава Монастырищенской райгосадминистрации Иван Лежух летом 2005 года на празднике обжинков в селе Геронимовка возле Черкасс
Бывший глава Монастырищенской райгосадминистрации Иван Лежух летом 2005 года на празднике обжинков в селе Геронимовка возле Черкасс

На должностях остались четверо "оранжевых" глав райгосадминистраций

После оранжевой революции в период с февраля по апрель 2005 года сменили  председателей всех 20 райгосадминистраций Черкасчины и их заместителей. Сейчас из всех назначенных тогда руководителей районов на должности остались только четверо: председатель Чигирина Петр Литвин, манько вский — Сергей Стецюк, корсунский — Иван Пустовит и шполянский — Алексей Пирогов. "Газета по-украински" выясняет, по каким причинам остальные руководители оказались не у власти и что они думают о государственной системе управления.

В конце мая этого года апелляционный суд Черкасской области отменил приговор Монастырищенского суда касательно бывшего главы районной администрации 46-летнего Ивана Лежуха. В позапрошлом году в декабре его признали виновным в присвоении 20 тыс. грн и осудили на три года и шесть месяцев ограничения воли с лишением права занимать должности в течение трех лет. За решеткой он не сидел, но находился под следствием.

С Иваном Лежухом встречаемся в Монастырище. Он говорит, что никогда не вернется в политику:

— Ненавижу саму политику и политиков. Родом я из Тальновщины. По специальности учитель. Закончил Уманский педуни верситет. Работал в школе. В политике с 1989 года. Тогда я был активным "руховцем". Меня местная газета называла фашистом.

С 2001-го Лежух активно поддерживал Ющенко.

— Был членом Украинской народной партии. А во время оранжевой революции — заместителем начальника районного штаба. На Майдан не ездили, но поддерживали продовольствием наших людей. В Монастырище свой Майдан был. В течение 10 дней люди собирались. Как набирали новую команду после выборов, я думал, все, о чем говорилось на Майдане, будет осуществлено. А позже оказалось, что это была болтовня.

В октябре 2005 года 67 из 72 депутатов райсовета выразили Лежуху недоверие.

  Тогда в сентябре возбудили уголовное дело, а уже в октябре об обстоятельствах дела доложили на сессии. Перед этими событиями были отреставрированы памятники павшим воинам. В 2005 году мы готовились к 9 Мая. Решили перезахоронить останки неизвестного солдата и  открыть по селам памятники историческим событиям и известным людям. Денег на это в бюджете не было. Но из области нам обещали компенсировать. Мы начали работы. К 9 Мая все успели. После праздников из области сказали, что средства предоставить не могут.

Иван Лежух останавливается, рассуждает.

— Поскольку бюджет был перевыполнен, я обратился к депутатам с предложением увеличить на 20 тысяч финансирование отдела культуры. Мне инкриминировали завладение средствами. Обвиняли, что на троих мы присвоили 20 тысяч гривен. СБУ девять месяцев проводило расследование. Много доказательств были сфабрикованными. А дело занимало 14 томов. Следствие велось девять месяцев, потом суд больше семи. В апелляционный суд дело попало в июле 2007 года. Сейчас есть подписка о невыезде, это создает определенные неудобства. Не могу свободно передвигаться, привязан к месту.

Крадут, кто сколько сможет

Иван Лежух считает это дело заказным:

— Я просто не пошел на поводу у местного бомонда. Теперь могу даже назвать заказчиков. Буду ставить вопрос о привлечении к ответственности свидетелей за неправдивые показания.

Говорит, что до возбуждения уголовного дела ему готовили провокацию:

— Готовилась взятка мне. Но я о ней узнал и сказал стражам порядка.

Лежух планирует обрашаться в Европейский суд.

— Из-за этой волокиты я сам научился юридических премудростей и могу себя защитить. Мне еще дочь помогает. У меня старшая закончила юридический факультет столичного вуза, младшая в следующем году туда планирует поступать, — рассказывает. — А об этих всех событиях я пишу книгу. Если буду жив, она выйдет с псевдонимами, если нет — с настоящими именами.

Сейчас мужчина проводит археологические исследования.

— Я более 20 лет занимаюсь археологией на Уманщине. Работаю в археологической инспекции и над диссертацией. Есть еще много интересных тайн истории, которые хотел бы разгадать.


62-летний Иван Крамаренко дважды был главой Камянской  райгосадминистрации. Во второй раз возглавил район после оранжевой революции как один из активных ее участников.

— После инаугурации президента был курс на быструю замену власти. 22 февраля вызвали к Черевку (губернатору. — "ГПУ"). В коридоре в десять утра с десяток кандидатов на должности глав райгосадминистраций. Зовут меня в кабинет. Глава облгосадминистрации здоровается, потому что хорошо меня знал по революционным делам как банкира, финансиста. Говорит, чтобы с завтрашнего дня возглавил район как исполняющий обязанности.

Собеседование перед назначением длилось минуту. В тот день районы возглавили 14 новых руководителей.

— Стал к рулю и ужаснулся. Крадут, кто сколько сможет. В родном селе Тимошевка имущество сельхозпредприятия распродали и присвоили, а пайщики остались в дураках. Только в металлолом здесь вывезли имущества не менее чем на миллион. Копнул, чтобы защитить права людей, так сразу пошли из района жалобы в Черкассы, Киев, потянулись коррупционные нити. Такая шумиха поднялась! Мол, у Крамаренко там личные интересы.

Иван Максимович руководил районом с 2005-го по 2007 год. За это время работу администрации проверяли Служба безопасности Украины, Секретариат президента.

— Если бы были какие-то конкретные злоупотребления, сразу бы выгнали. А так просили написать заявление. Мол, не можешь наладить нормальную работу. Это значит смириться со всем, — разводит руками Крамаренко. — Власть спиной к людям с их бедами. Две вещи ее волнуют: спокойствие и нужные статистические отчеты на бумаге.

За несколько месяцев до выхода на пенсию в конце 2007 года Иван Крамаренко написал заявление об увольнении по соглашению сторон. В том году в области потеряли работу половина руководителей районов. На разного уровня должности начали возвращаться те, кого еще вчера обвиняли в фальсификации выборов. Говорит, что заместитель главы ОГА Николай Бондарь пять раз просил его уйти, потому что оснований выгнать не было.

Иван Крамаренко второй год на заслуженном отдыхе. У него 33 года стажа госслужащего. Говорит, что получает более 3 тыс. грн пенсии. Не прочь принять участие в избирательной кампании в составе одной из проукраинских сил.

Сейчас вы читаете новость «Ивана Лежуха осудили на три года и шесть месяцев». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

7

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі