Фильм "Эвакуация" - о пути из пункта А в Б, с вероятностью выпасть за рамки алфавита
Режиссер рассказывает о эвакуации раненых в зоне ООС. Эта тема парадоксально мало кого интересует в стране, которая седьмой год имеет войну
Документальный фильм "Эвакуация" Евгения Титаренко говорит конкретно об этом - как происходит и чем заканчивается этап эвакуации раненых в зоне ООС.
Фильм вышел в пяти городах Украины, практически не имея рекламы, ведь эта тема парадоксально мало кого интересует в стране, которая седьмой год имеет войну на юго-востоке. Еще первый фильм Евгения, "War For Peace", в 2017 году наделал шума в России, когда режиссер Виталий Манский пожелал его показать на своем фестивале "Artdocfest", чем натравил на себя псов ФСБ и обрек себя в конечном итоге эмигрировать в Литву. Зато в Украине ни "War For Peace" тогда, ни "Эвакуация" сейчас не интересуют СМИ, массового зрителя и в целом страну, как об этом резюмировала продюсер Наталья Хазан, принимая слово в обсуждении после фильма на пресс-показе в столичном кинотеатре "Планета кино", - пишет Ярослав Пидгора-Гвяздовский для "Детектор медиа".
"Эвакуация" не зрительское кино
Да, "Эвакуация" не зрительское кино - в смысле отключение мозга от реальности и возможности запихнуть в себя ирреальное количество жареной кукурузы, хотя бы потому, что ею легко подавиться на кадрах ранений, перевозки и операций. Это фильм как увеличительное стекло, которое приближает к себе неприятные, физиологические, травматические моменты, чтобы дать возможность узнать больше, почувствовать острее, приступить вплотную к боевой "красной зоне" и представить, как это, перейти в спасительную "желтую зону". Нет, какая это боль от затянутого турникета на раненой руке, зритель не почувствует, но есть шанс понять, что такое "недокрученный" турникет - это смерть от неостановленного кровотечения. "Эвакуация" - о пути из пункта А в пункт Б, с вероятностью выпасть за пределы алфавита.
Концептуальной является продолжительность фильма - 55 минут. Как пояснил режиссер, это "золотое время", поскольку именно столько длилась перевозка раненого из зоны боевых действий в Песках в 66-й военный мобильный госпиталь в Покровском. И Титаренко знает, что говорит, будучи в 2014-2015-х годах добровольцем-парамедиком в медицинском батальоне "Госпитальеров". Собственно, первый фильм режиссера-документалиста, который бросил собственную кинокомпанию и киношколу в Ялте после аннексии Крыма и пошел в армию, был посвящен его тогдашней службе и тем годам войны.
Концептуальной является продолжительность фильма - 55 минут. Именно столько длилась перевозка раненого из зоны боевых действий в Песках в 66-й военный мобильный госпиталь в Покровском
"Эвакуация" содержит немало кадров из прошлого. Но главная часть материала датирована 2020 годом. Это съемки с Днепра и Мариуполя, Авдеевки и Покровского, это интервью с анестезиологами и хирургами, фельдшерами и генералами. И факты, свидетельства, кадры. Иногда очень чувствительные высказывания, характеристики и обвинения. Запиканные матюки и прикрытые лица. И неприкрытая правда действующих воинов и раненых, врачей и ветеранов.
"Тогда я был участником, теперь являюсь сторонним наблюдателем", - говорит закадровый голос режиссера, панорамируя растерзанный поселок где-то в Донецкой области. "Это дома условно жилые", - объясняет фельдшер, потому что мы видим сито крыши, подкошенные стены, заваленный забор и случайно живого песика в поисках чего-нибудь съестного и – что удивительнее - котика на дереве.
Рассказывая о том, как была организована медико-эвакуационная служба на фронте, режиссер дает слово самим медикам, которые рассказывают о "зазеркалье" 2014 года, когда "привозят 200-х и 300-х, а кто-то улетает в Шарм-эль-Шейх". Аэропорт "Днепр" тогда стал стратегическим местом, чьи вертолеты и самолеты, лишенные военного назначения, не доходя до статуса валькирий, превратились в ангелов, транспортируя раненых в Харьков, Киев или за границу. Старший авиационный начальник аэропорта Сергей Криворотченко рассказал, что раненых начали принимать уже 18 марта. И принимали их так со всем - с гранатами и автоматами. Пиковая нагрузка аэропорта состоялось в июле 2014-го, когда после обстрела с территории России украинских позиций под Зеленопольем, было за день принято, по словам Криворотченко, 272 раненых (и это почти втрое больше, чем указано в официальных источниках).
Когда где-то посреди фильма звучит фраза ""Зойка", мы этого исцелили только что, давай, еще кого-нибудь исцелим", делается влажно в глазах и тепло в сердце, и более очевидно в голове - для чего "это все"
Когда где-то посреди фильма звучит фраза ""Зойка", мы этого исцелили только что, давай, еще кого-нибудь исцелим", делается влажно в глазах и тепло в сердце, и более очевидно в голове - для чего "это все". Бесконечные рассказы причастных могут немного раздражать своим многословием, вызывая обоснованные сомнения относительно работы режиссера и монтажера, которые, казалось, забыли об ответственности за создание "кинематографического произведения", явно изменяя прокатному кино в пользу телевизионного. Но это так и задумывалось, чтобы попасть как можно большему количеству людей в глаза и в уши, которые в меньшем количестве присутствуют в кинотеатрах по понятным, ковидным причинам. Кроме того, понятно и нежелание (невозможность!) режиссера обрезать спич фельдшера медпункта батальона Анны Корницкой, каждая фраза которой - хоть гвозди забивай, хоть на первую полосу газет вывешивай. "Цвет нации погиб в 14-15-м... есть же, как считается, такое - ген воина". "Сейчас, в 2019-м, будущее кажется еще более неопределенным. Раньше все было понятно: у нас есть своя земля, и мы ее возвращаем, в любом случае и не идем ни какие уступки... На данный момент?.." "Чтобы убить нацию, не нужно с ней воевать. Нужно ей поменять театр и книги на цирк и телевидение... Вот нам и поменяли". "Жители Куйбышевского района Донецка подали в международный суд на Украину для восстановления домов... Шесть лет вы ничего не платили, никаких налогов, получая отсюда услуги, и мы должны вам восстановить... За что? Что вы хотели "русский мир"? Не получилось, и теперь "давайте нам деньги"?" "Минимум образования - максимум управления"... Это можно слушать и цитировать долго.
Чтобы убить нацию, не нужно с ней воевать. Нужно ей поменять театр и книги на цирк и телевидение... Вот нам и поменяли
Слова героев фильма накладываются на кадры истерзанной земли, мужчин без ног и женщин "со стальными яйцами", мигание скорой и зарево от обстрелов, одиноких труб на небосклоне и попытки спасти раненого в машине, самолете, на операционном столе. Это все дрожит от звука гитары, который создает верный пульс динамического движения тела в действии. Но без зашкала, потому что главное качество того, кто в ЭвакоБригаде - это быть "жутко стрессоустойчивым", как говорит госпожа Анна Корницкая. Только вдуматься в сочетание этих несочетаемых двух определений, и может оказаться достаточным для (не)понимания присутствия врачей в зоне ООС и вообще людей на войне, когда жизнь сталкивается со смертью извращенным, неестественным способом.
В этом смысле уникальным знаком фильма - в прямом смысле и образно говоря - является табличка с указаниями километров - Warsaw 1269, Berlin 1783, Rome 2085, Paris 2560 и выше всего War 0. Вполне кинематографическое желание создателей фильма вылилось в создание этого знака собственными руками. Но уже через некоторое время режиссер начал отмечать, как сделанный для фильма знак стал частью реальности, постоянно мигая на фото в фб и твиттере, в Украине и за рубежом. Искусственный, придуманный, хорошо вкопанный рядом с дорогой, он обнародует реальность, какой она есть, где уже заканчивается кино. Но только через кино она может быть продемонстрирована другим.
Комментарии