"Посторонний" стал самым экстраординарным фильмом за все годы независимости
Сочетание детектива, фантастики, драмы и мистики, с большой примесью психоделиков
Одесский кинофестиваль, который в этом году трансформировался с международного на украинский, все же сохранил высокий уровень, достигнутый в прошлые годы, и подтверждением этому может быть, например, фильм из программы "Гала-премьеры" - "Посторонний" Дмитрия Томашпольского, едва ли не самый экстраординарный фильм, созданный в Украине за все годы независимости. И это при том, что "Национальная конкурсная программа" сразу началась с "Королей рэпа" Мирослава Латыка, ленты, которая имеет все основания стать победителем, - пишет Ярослав Пидгора-Гвяздовский для "Детектор медиа".
В закрытом бассейне проходит выступление пловчих из команды синхронного плавания, которые, делая очередной пируэт, ныряют под воду и... бесследно исчезают. За расследование берется инспектор Глуховская (Анастасия Евтушенко), но дело странным образом закрывает таинственный спецотдел. Впрочем, через пять лет происходит похожее исчезновение "из воды": в водолечебнице во время приема хвойной ванны опять же удивительным образом исчезает неизвестная пациентка. Все та же инспектор Глуховская решает сама провести сеанс "лечения" водой и в больнице просит добавить к запланированному для пациентов списку процедур еще и хвойную ванну.
В закрытом бассейне проходит выступление пловчих из команды синхронного плавания, которые, делая очередной пируэт, ныряют под воду и бесследно исчезают
Дальнейшие события невозможно объяснить, потому что в них можно не разобраться. Неожиданностью здесь будет совет - и не надо разбираться. Детективноподобный сюжет уже в начале отдает пародией. Но со временем ныряет в сюрреализм и уже оттуда не всплывает. То есть, сходство с "Островом проклятых" Мартина Скорсезе или "Лекарством от счастья" Гора Вербински полностью поверхностное и эпизодическое. Так же представления о сходстве - аллюзии? - с "Формой воды" Гильермо дель Торо не являются точными. Не то, чтобы "Посторонний" не имел отношения к вышеназванным фильмам, - не имеет, он находится в их атмосфере, как человек на Земле в плотном окружении воздуха. Если мы дышим смесью азота, кислорода, углекислого газа и других газов, то фильм Томашпольского - это сочетание детектива, фантастики, драмы, мистики, с большой примесью психоделиков, скажем, ЛСД или аяваски. И психоделия и иррациональность, с использованием оптических иллюзий, не является вредный, более того - не является фиглярством, не является заменой смыслового на формальное - это и есть смысл, цель и задача. Задача сложная, учитывая сногсшибательность повествования, но очень ответственная - создать что-то необычное, и главное - последовательно и убедительно выполненная задача.
Дмитрий Томашпольский смело пересек границы реального и сюрреалистического, границы, почти никем из нашего кино не преодоленные, без протоптанных дорожек и сколько-нибудь большого количества людей, которые могли бы это оценить в Украине. Вероятно, это одна из причин, почему "Посторонний", созданный в 2019 году, попал на глаза украинцев только сейчас (после премьеры в Одессе фильм ожидает прокат с 19 августа). Зато в мире в течение двух лет он имел большое внимание и надлежащую оценку, отобранный на фестивали в Южной Корее и США, Японии и Португалии, Канаде и Индии - в целом, на конкурс нескольких десятков фестивалей, а на Festival De Sci-Fi, Terror u Fantasia в Боготе, Колумбия, он получил пять наград - за фильм, режиссуру, сценарий, операторское исполнения и работу художника. И все абсолютно справедливо!
Дмитрий Томашпольский смело пересек границы реального и сюрреалистического
Это - кино, потому что у нас искусственно созданный маленький и действующий мир, и в него веришь из-за множества живых, причудливых деталей. Под водолечебницу взяли экстерьер знаменитого с советских времен инопланетного вида санатория "Курпаты" под Ялтой, конечно, пока Крым оккупирован россиянами, взяли только его заявочный план, к тому же, компьютерно обработанный. "Внутри" - совсем другие места, и немало. Например, героиню селят в двухместный номер с желтыми стенами, где висит фотография с обнаженными женщинами, художественно превращенная в картину, а в ящике тумбочки лежит первый том "Зачарованной горы" Томаса Манна. Брелок на ключах в гостиничный номер - в форме головы существа, подобного существу из "Формы воды". В местной библиотеке героиня находит книгу в кожаном переплете, на обложке которой изображена сатанинская перевернутая звезда. Но "Некрономикон" - книга мертвых - не такая интересная, по мнению библиотекаря, как, скажем, книга о чихании, с расписанным значением чихов по дням и часам. Книга с пергаментными страницами, будто тысячелетней давности, и с обгоревшими краями, выглядит настоящей, а информация в ней - значительной. Чего только стоит предостережение героини библиотекарем не чихать между 3 и 4 часами, иначе будет сожалеть о прошлом.
Здесь есть зеркала с монстрами, куклы с человеческими волосами, номера гостиничных комнат, соответствующие магическим числам в ядерной физике, атомные ядра которых имеют протоны и нейтроны с отличающейся энергией
Здесь есть зеркала с монстрами, куклы с человеческими волосами, номера гостиничных комнат, соответствующие магическим числам в ядерной физике, атомные ядра которых имеют протоны и нейтроны с отличающейся энергией. А героиню селят в номер с числом "126", что соответствует наибольшей заполненности оболочки ядра и где ядра сильнее всего связаны в сравнение со своими соседями. Это можно было бы считать волшебным бредом, наукообразным бла-бла-бла, если бы не была бы сценарно образованная связь значения цифр с героиней и ее прошлым (а у нее отец ушел из семьи, как, кстати, не было отца и у режиссера, именно ему он посвятил этот фильм) и настоящим, где есть странный человек и его странная жалоба на то, что он неделю назад ушел из дома, а его никто не ищет. И фамилия у мужчины Зозуля, а птичка с таким названием, по народному поверью, отсчитывает года. Время - очень важный элемент "Постороннего", время в фильме скачет не только по вертикали, с настоящего в прошлое или наоборот, но и по горизонтали, перепрыгивая с нашей реальности в параллельную. Именно в этом моменте возникает одна из лучших аллюзий - на "Малхолланд Драйв" Дэвида Линча, когда посреди фильма появляется новая героиня (Дарья Трегубова), и даже есть похожий кадр, где героини оказываются в одной постели. К сожалению, сюжетный вальс, начатый двумя персонажами, настолько моторный, что угнаться за его па просто нереально (вот тебе вызов Линчу - сделать еще более непонятно, чем у него, а это, поверьте, само по себе сложно). Впрочем, здесь есть еще связь и с самим Линчем, в смысле его увлечением абсурдизмом и сюрреализмом.
Время - очень важный элемент "Постороннего", время в фильме скачет не только по вертикали, с настоящего в прошлое или наоборот, но и по горизонтали, перепрыгивая с нашей реальности в параллельную
Во всем этом, несмотря на сложность, умышленную сценарную запутанность и (возможно) непреднамеренную непонятность (или преднамеренную), есть фундаментальные силы, удерживающие фильм в одном целом, как вселенная удерживают гравитационное, электромагнитное и сильно-слабое взаимодействия - это режиссура, операторское мастерство и монтаж. Банальность этих составляющих не банальна, учитывая массу фильмов, где эти "силы" не работают, потому что человек не Бог, а чтобы стать полноценным Малым Творцом, надо иметь соответствующий талант. А последним причудливым моментом в "Постороннем" является то, что его создал Томашпольский - до этого он не проявлял никаких признаков способности создать что-то подобное, что-то столь неординарное, причудливое и смелое, красивое и профессионально поставленное. Браво, господин режиссер, вы оставили в дураках всех своих критиков, и меня тоже!
Комментарии