Деньги решают не все. Netflix из-за требования скорости опускает планку качества
На платформе вышел первый фильм с украинским дубляжом. Сюжет касается Украины
15 января стало известно о появлении на стриминговой платформе Netflix первого озвученного на украинском языке фильма - американского боевика "Смертельная зона". Но гораздо важнее другое - сюжет фильма касается конкретно Украины. Первый титр определяет время – 2036 год. Второй сообщает о "жестокой гражданской войне в Восточной Европе". На 18-й минуте на экране появляется карта Украины, на которой латиницей написано Ukraine, а на севере, в районе Черниговской области - Krazny. Капитан в составе американских миротворческих сил поясняет: "Красные хотят сделать из Украины часть России... Им противостоит движение сопротивления - это гражданское ополчение, которое отстаивает независимость Украины. Но боевики становятся сильнее благодаря полной поддержке Москвы".
Серьезность этого пассажа, разумеется, увеличивается из-за его прозрачной аллюзии на нынешнюю войну, а не какую-то будущую - на российско-украинскую, и поддержку Россией сепаратистов на востоке. Хотя форма выражения немного хромает, а название "красные" просто режет ухо корявостью кальки. Но на это закрываешь глаза, как на всем известную неряшливость американцев в отношении всех неамериканцев. Впрочем, все выводит на другой уровень восприятия одна надпись на карте, не озвученная, и сделанная уже кириллицей, поэтому, вероятно, и не замеченная никем за пределами нашего государства. В левой части карты видно отметку высоты "555", а рядом - "г. Йобаль"... Очевидная шутка, ироничная выходка, сделанная декораторами в качестве собственной игры, как часто бывает на съемках. Но пока фильм можно остановить, рассмотреть эту "шутку", из которой, как из ящика Пандоры, вырываются уже совсем другие, не шуточные выводы, - пишет Ярослав Пидгора-Гвяздовский для "Детектор медиа".
На 18-й минуте на экране появляется карта Украины, на которой латиницей написано Ukraine, а на севере, в районе Черниговской области - Krazny
Как это ни странно - вся проблема в 17,3 миллиардах долларов. Именно столько было в планах Netflix вложить в производство собственного контента в 2020 году, что и так на 2 миллиарда больше, чем в 2019-м. Гонка по производству понятна - у стриминга, ранее едва ли не монополиста, наконец-то должны были появиться сразу несколько крупных конкурентов. И весной так и произошло - запустили VOD-платформы Disney+, Apple TV+ и HBO Max (от Warner Bros.), а летом добавился Peacock (от NBCUniversal). Ситуацию для Netflix усложняет тот факт, что большинство из них являются видеосервисами давних производственных компаний, которые уже имеют собственный контент. Чтобы удержать подписчиков, Netflix увеличивает производство оригинального контента, потеряв при этом предыдущие выгодные аренды, вроде сериала "Друзья" (забрал к себе Peacock) или марвеловских героев Сорвиголовы, Карателя, Джессики Джонс и других (забрал Disney). Однако деньги решают не все. По крайней мере, не сразу. Как когда-то красноречиво показывал фильм "Миллионы Брюстера" - не так просто и, тем более, быстро потратить большую сумму.
Найти сообразительных продюсеров, хороших сценаристов, умелых режиссеров и знаменитых актеров - которых много, но не настолько, чтобы удовлетворить всех, сразу и даже за 17,3 миллиарда, - это задача почти такая же сложная, как и заработать миллиарды. А из-за требования скорости автоматически опускается планка качества, и это происходит еще на этапе разработки сценария. Именно поэтому заметна слабость и не до конца продуманность таких ожидаемых, но едва ли не провальных у зрителя Netflix'а фильмов, как "Дублерша" с Дрю Бэрримор, "Полуночное небо" с Джорджем Клуни или "Выпускной" с Мерил Стрип. Причем подобных примеров - десятки, где уровень производства высокий, но материал нелепый. "Смертельная зона" - из подобных фильмов, и забылась бы, как обычная фантастическая стрелялка, если бы не украинская локация сюжета.
Фильм снимали в Венгрии, где Будапешт и его окрестности служили всеми возможными местами Украины. Чтобы сделать какие-то привязки к месту указанных событий, идентифицированных зрителем с сюжетом, в кадре появляются граффити вроде "Крым - Украина" и "Слава Україні"
Фильм снимали в Венгрии, где Будапешт и его окрестности служили всеми возможными местами Украины. Чтобы сделать какие-то привязки к месту указанных событий, идентифицированных зрителем с сюжетом, в кадре появляются граффити вроде "Крым - Украина" и "Слава Україні", или украиноязычные вывески "Увага" на заборе или надпись на ящике: "Небитка скринька, захист від ЕМП". Или когда рассказывают о главном террористе, Василии Ковале (Пилоу Асбек), этакого Гиркина, сообщают: "Есть данные, что Коваль ответственный за подрыв грязной бомбы в Киеве, с российским ураном. Этот ублюдок может быть виновен в 25 тысячах смертей". На машинах украинские номера, в рациях звучит имя "Владимир", боевики Коваля носят "горки" и тельняшки, а геополитика объясняется фразой "Россия хочет вернуть бывшие территории". Это все есть, хотя и в крайне малом количестве. Другое дело, что улицы, где иногда происходят перестрелки, не имеют ничего общего с киевскими или другими городами Украины. Когда говорят о террористе Ковале, "полевом командире "красных"", почему-то дают ему определение "гроза всех Балкан". И это, как и сами "красные", очень похоже на остаточный эффект - на клочке предыдущего варианта сценария, когда еще не было окончательно выбрано, о какой же "восточноевропейской" стране пойдет речь. Именно поэтому "Балканы" и krazny, как отголосок сербской войны.
Впрочем, надо понять, откуда росли ноги - из истории, представленной известным сценаристом видеоигр Робом Йескомбом. Это он написал военно-фантастический шутер Crysis 2. И он принимал участие в создании суперуспешной игры The Division, которая в первую неделю продаж побила все возможные рекорды - продажи достигли 330 миллионов долларов, а за первые выходные было записано 100 миллионов часов сыгранных игр по всему миру. Его идею отдали британцу Роану Аталю, не слишком мастеровитому инди-режиссеру и сценаристу, но причастном к подобному - в 2017-м он написал научно-фантастический экшен "Восстание", экранизированный Джо Мялем в добротное B-movie. Чтобы поднять уровень - выше B-movie - фильм доверили делать шведу Микаэлю Хафстрему, действительно, чуть выше создателю, чем B-movie, но выше примерно на йоту. Его американские полнометражные фильмы - "1408", "План побега", "Обряд" - были побиты шашелем, творимые с ориентацией на фильмы класса "А", они непоправимо опускались по алфавиту вниз.
Речь героев напоминает волны на море - вот они хорошо и разумно говорят, а вот ляпают глупость, снова хорошо и сразу - провал
Чтобы привлечь к фильму голливудскую звезду, Энтони Маки ("Мстители"), продюсерам пришлось кроме главной роли предложить ему еще и статус продюсера. Что, несомненно, фильму пошло на пользу. Перфектный актер, он точно обеспечил еще и производственную поддержку. Ведь именно производство, уровень оборудования, съемки, спецэффекты в "Смертельной зоне" на высшем уровне. Боевые сцены – то ли это перестрелки, то ли драки - заслуживают отдельного упоминания, полностью достигая эффекта голливудских блокбастеров. Но дьявол кроется в деталях. Уже в первой сцене боя видно, как командир (!) отряда выставляет правый локоть в сторону, что немыслимо для боевого, все еще живого офицера, и здесь дело не в актере - он может не знать специфики тактического передвижения или эргономики тела в бою. Дело в отсутствии консультантов, или недостаточной квалификации актеров, или, скорее, в недостаточном количестве времени, выделенного на подготовку. И то же самое касается сценария, где драматические или логические провалы - ежеминутные. Речь героев напоминает волны на море - вот они хорошо и разумно говорят, а вот ляпают глупость, снова хорошо и сразу - провал. Как это объяснить - неизвестно. Как и финал, в котором герою говорят: "Ты едешь домой", он отвечает: "Спасибо, сэр", и фильм заканчивается. Серьезно?
Присутствующая в основе сюжета Украина идеально вписывается в историю и показывает отношение к нам. Действительно, сейчас в Украине идет война, и это легко и правильно можно вставлять в любые фильмы, либо исторические, либо фантастические, либо даже комедии (как в "Моем шпионе"). Но факт войны - не факт, поскольку сама Украина законодательно этого не признала. Поэтому и возможно, притягивая украинскую действительность, называть войну "гражданской", борцов за независимость - "ополченцами". А еще - играть на ассоциации Украины с Чернобыльской зоной, которая является одним из самых популярных в мире мест для различных видеоигр и фильмов ужасов. А еще - выставить страну с ядерным оружием как лгунью, ведь кто поверит, что страна отдала оружие, все боеголовки демонтировали, а шахты - засыпали.
Одна из главных сюжетных линий "Смертельной зоны" - именно об оставленных пусковых установках с названием "Периметр" и о том, что эти установки можно использовать для нападения на США
Одна из главных сюжетных линий "Смертельной зоны" - именно об оставленных пусковых установках с названием "Периметр" и о том, что эти установки можно использовать для нападения на США. Для чего? "Чтобы Америка узнала о жертвах войны", "они лишь жертвы... или нет, если речь идет об американцах?". Слова, произнесенные устами командира украинских сил, женщины, выглядят очередным вызовом, вызовом Америке. "Как тебе результаты твоей работы?" - показывая на детей в приюте, спрашивает она у американского лейтенанта, бывшего оператора дронов. "Эти дети не были сиротами до начала войны, вы разбомбили их дома". Нападений на стратегию и политику США здесь вдоволь, на протяжении всего фильма, но они идут либо не от американцев, либо от обезумевшего киборга. Таким образом патриотизм "Смертельной зоны" - в названии всего мира противниками Америки и утверждении правильной позиции силы...
Несмотря на несостоятельность сюжетных переходов, линий и главной интриги, полемичность фильма может стать определенным спасением для его дальнейшей судьбы. Это не однодневка, здесь есть о чем поговорить. Тем более, когда в центре проблематики - Украина.
Комментарии