Лента «Звезда Давида Черкасского» - ода человеку-празднику
Полуторачасовая веселая забава "для своих", сделанная наподобие "домашнего видео"
В столичном Доме кино состоялась премьера документального полнометражного фильма "Звезда Давида Черкасского". На самом деле, фильм завершили еще в прошлом году, но представили именно сейчас, в Международный день анимации и накануне второй годовщины со смерти режиссера-мультипликатора Давида Черкасского.
Черкасский был звездой, и не только сам по себе, но и в жизни многих людей
Лауреат 10-го конкурсного отбора Госкино, фильм Сергея Волкова назывался "Давид - праздник длиною в жизнь". Но, как рассказал режиссер, в 2018 году, после смерти героя ленты, было решено поменять название: отчасти потому, что изменилась идея сделать фильм о жизни и при жизни Черкасского, а частично из-за возникновения новой идеи - что Черкасский был звездой, и не только сам по себе, но и в жизни многих людей.
Анимационная составляющая фильма является одной из крупнейших. Странно было бы, если бы было иначе
Метафора буквализировалась с помощью художника-аниматора Радна Сахалтуева, постоянного соавтора Черкасского. Для фильма он прорисовал выпадение пакета из клюва аиста с пейсами, прилет звезды на территорию Украины в городок Шпола и большинство этапных моментов из жизни аниматора, довольно подробно произнесенных и проиллюстрированных в ленте. И вообще анимационная составляющая фильма является одной из крупнейших. Что не удивительно, странно было бы, если бы было иначе.
Как и то, что два друга Давида Яновича, Виктор Андриенко и Валерий Чигляев, стали главными проводниками через его приключения. Собственно, с них все и начинается. В манере, хорошо изображенной в мультике "Остров сокровищ", в образе пиратов и на ускоренной скорости, они ходят по пляжу с картой в руках, ища убежище, и находят его в детской песочнице - сундук, где находится альбом с жизнеописанием героя. В комнате, сделанной под капитанскую каюту, за иллюминаторами которой качается море, Андриенко и Чигляев наперегонки начинают читать смешные и поразительные истории. Они дополняются хроникальными кадрами советских времен, многочисленными интервью Черкасского, кусками его мультиков, и все это под музыку композитора "Острова сокровищ" Владимира Быстрякова.
Грехи протагониста - неусыпный "интерес" к женщинам и выпивке - становились грешками
"Звезда Давида Черкасского" выглядит максимально информативной и веселой игрушкой "для своих", такой себе полуторачасовой одой, сделанной наподобие "домашнего видео", к созданию которого приложили все домочадцы и сторонники - друзья-актеры, друзья-художники и другие. Говорилось все прямо, не скрывая, так и драматизма особо не было. Грехи протагониста по постоянному и неусыпному "интересу" к женщинам и выпивке становились грешками, а на первый план длиной во всю жизнь вынесли ощущение Черкасским праздника. И в этом, наверное, это "домашнее видео" имеет наиболее значимый человеческий позитив.
Может, 3 млн 700 тыс. грн, предусмотренных 100% бюджетом Госкино, не хватило, может, идей, а может, и изначально не планировалось прокатного фильма
С кинематографической точки зрения "Звезда Давида Черкасского" не получилась фильмом, достойным по форме и духу произведений режиссера. Может, 3 млн 700 тыс. грн, предусмотренных 100% бюджетом Госкино, не хватило, может, идей, а может, и изначально не планировалось прокатного фильма. Вместо этого кинокапусник о счастливом человеке, который другим дарил счастье. Несмотря на его грешки. Несмотря на инсульт, который его положил в кровать, и смерть. "Праздник" удивительным образом шел с героем от начала - его рождения и тяжелого детства в военное и послевоенное время. "Праздник" он внес в анимационное среду 1960-х. И "праздник" неизменно ощущался в 1980-х и даже сложных 1990-х.
Черкасский благодарит родителей и друзей за жизнь, о празднике и радость от которой идет речь на протяжении всего фильма. И возникает убеждение, что это не только идея режиссера Сергея Волкова, что именно так и было на самом деле. Улыбки, приколы, смешные истории, без меры пересказанные Черкасским и его друзьями, вызывают ощущение праздника и у зрителя. Чувство юмора и постоянный позитив в отношении собственного существования, подкрепленного заигрыванием с противоположным полом и крепкими напитками, в комплексе с анимационным кино, созданным режиссером, материализуют рядом с Давидом Черкасским фигура Омара Хайяма, другого крупного пропагандиста удовольствий параллельно с созданием искусства. А такое громкое сравнение многое стоит. Одновременно говорит и о герое, и о фильме.
Комментарии