Укрзализныця: обертку изменили, изменений по сути – нет

В железнодорожном организме уже заканчиваются внутренние резервы

Помпезно на центральном железнодорожном вокзале столицы руководство Укрзализныци представило ребрендинг государственной компании. В принципе, ничего такого "криминального" в этом нет: абсолютно оправданый маркетинговых ход, к которому прибегают все без исключения серьезные и не очень игроки на рынке. Тем более, это радостно приветствуется представителями крупных международных финансово-кредитных учреждений и организаций.

Однако изменение логотипа компании на фоне заявлений представителей ключевых отраслей экономики относительно невыполнения компанией своих основных обязательств, уже несет реальную угрозу экономической безопасности государства, наряду с заявлениями профильного министра по вопросам транспорта о миллиардных хищениях в государственной компании, об озвученных суммах откатов за грузовые вагоны, на фоне регулярного оглашения журналистами коррупционных схем в закупках и жалкого состояния пассажирских поездов - напоминает устройство Wi-Fi в ржавом трамвае: не так затратно, и что-то реформируем.

Напоминает устройство Wi-Fi в ржавом трамвае: не так затратно, и что-то реформируем

Задача железной дороги предоставлять услуги по перевозке пассажиров и грузов. Государственная компания уже давно перестала качественно предоставлять эти услуги и ситуация не улучшается.

На одном из последних заседаний транспортного комитета топ-менеджмент Укрзализныци уверял и оперировал цифрами о стремительных улучшениях в железнодорожной компании.

Вслед за ними представители крупнейших отраслевых объединений предприятий металлургической и химической промышленности, агропромышленного комплекса Украины, Ассоциация производителей цемента и другие обнародовали совместное обращение и заявления относительно неудовлетворительной ситуации в сфере грузовых перевозок Укрзализныци. Эти отрасли и смежных с ними с начала этого года дали не менее шести миллиардов долларов выручки для Украины. Они существенно влияют на стабильность в нашей экономике: меньше валютных поступлений в страну - ослабевает национальная валюта. Деятельность этих отраслей и наращивание ими производства напрямую зависит от эффективной работы Укрзализныци. Однако большинство из предприятий уже заявили о неизбежном сокращении производства и срывах контрактов из-за невыполнения своих обязательств государственной железнодорожной компанией. Ситуацию называют угрожающей национальной экономической безопасности, и просили рассмотреть как в КМУ, так и на заседании СНБО.

Большинство из предприятий уже заявили о сокращении производства и срывах контрактов из-за невыполнения своих обязательств Укрзализныцей

"Осенью 2017 года мы, в конце концов, согласились на очередное повышение тарифов на грузовые железнодорожные перевозки. Тогда ПАО Укрзализныця в свою очередь обещала улучшить логистику грузовых перевозок, качество предоставляемых услуг, повысить эффективность операционной деятельности железной дороги, публично обещала ликвидировать коррупцию при распределении вагонов между грузоотправителями. К сожалению, ожидаемых изменений не произошло. Мы не только вовремя не получаем заказанные вагоны, но даже не имеем доступа к тем, за которые уже заплатили аренду. Вагоны простаивают на узловых станциях, а предприятия продолжают нести потери и срывать сроки выполнения договоров ", - говорилось в заявлении предприятий.

Выглядит, что правление Укрзализныци сознательно скрывает реальное состояние экономики предприятия, предоставляя недостоверные данные и комитету, и правительству, и новому Наблюдательному совету предприятия. Кто-то заложил крупнотоннажную бомбу на развал отрасли. Области, которая должна была быть локомотивом развития страны, а становится тормозом всей экономики.

Убытки Укрзализныци с 2016 года и до конца 2018 году составят 100 млрд гривен

По приблизительным подсчетам специалистов, убытки Укрзализныци с 2016 года и до конца 2018 году составят 100 млрд гривен. В основном из-за падения объемов перевозок и неэффективной эксплуатационной работе, из-за ошибочной политики финансирования капитальных вложений, из-за коррупцию в закупках и отсутствии системных реформ и много другое. Эти 100 млрд гривен можно было бы вложить в модернизацию и ремонт грузовых локомотивов и вагонов, пассажирские поезда, вложить в развитие инфраструктуры.

Мы постоянно слышим от менеджмента Укрзализныци о необходимости триллионных инвестиций, повышение тарифов. А нужно прежде всего говорить о неэффективной, несистемной работе, неприоритетном подходе.

Высокие заработные платы новых менеджеров оправдывают только написание красноречивых постов в Facebook, а не эффективные управленческие решения мощной государственной машиной.

Думаю, такие аксакалы-железнодорожники, как Георгий Кирпа "переворачиваются в гробу". И думаю, каждый железнодорожник это глубоко осознает. Жаль, что после забастовок и социального напряжения, которое неизбежно будет, об этом услышит моя власть.

Неэффективное управление компанией и плохое техническое состояние грузового подвижного состава привели к существенному ухудшению основных показателей работы: эксплуатационный грузооборот, тарифный грузооборот, объем транзитных перевозок, оборот вагона, среднесуточная производительность вагона, простой под одной грузовой операцией, простой на одной технической станции, среднесуточная производительность локомотива, среднесуточный пробег локомотива. Эти показатели - худшие с 2014 года. Соответственно - не может не ухудшаться финансовое состояние компании. Уровень дохода компании увеличивается только благодаря увеличению тарифов на перевозку грузов и пассажиров.

В основную транспортную артерию Украины запущен искусственный тромб, который требует срочного вмешательства

В железнодорожном организме уже заканчиваются внутренние резервы. В основную транспортную артерию Украины запущен искусственный тромб, который требует срочного вмешательства.

Мало того, я считаю, что мы не можем ждать ни социальной напряженности на предприятии, ни еще его большего упадка, нет "не дай Бог" какой-то крупной аварии, чтобы привлечь внимание к отрасли. Думаю, уже сейчас пора для созыва внеочередного заседания правительства с участием специалистов и ассоциаций, с целью принятия, возможно, нестандартных, но государственных системных решений в области, с целью выработки антикризисного плана. И вопрос здесь не столько в том, что от Укрзализныци должны забрать "мохнатые руки" (причем все), а вопрос в налаживании жесткой системной работы.

Потому что ожидания как "Божьей манны - локомотива из Америки" или ребрендинг компании - не решит проблем такого монстра, как Укрзализныця. Украинская железная дорога уже теряет миллионы тонн перевозок, миллиарды гривен доходов и имидж мощной компании и тянет при этом экономику государства на дно.

Игорь Васюник, первый заместитель председателя Комитета ВРУ по вопросам транспорта

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі