"Нафтогаз" может потерять 40 миллиардов гривен
Опять лезем в газовую удавку России
Вся страна восторженно слушала Петра Порошенко, когда он 7 сентября прошлого года в Верховной Раде говорил: "Главным оружием России против Украины было энергетическое. До 2014 года Москва удерживала нас на своей орбите газовой зависимости... В связи с тем, что контракт на транзит российского газа в Европу заканчивается в 2019 году, наше задание с помощью Евросоюза добиться революционных изменений в организации транзита. Чтобы российский газ европейцы покупали на восточной, а не на западной границе Украины совместно с нами. А Украина, качественные транзитные услуги предоставляла не России, а Евросоюзу".
И все ждали, что Украина вот-вот вырвется из газовой петли. Прошел год. И вдруг украинская власть отвергает курс тех самых "революционных изменений в организации транзита" и с непонятной настойчивостью начинает переговоры с Россией.
Ни Крым, ни Дебальцево, ни Иловайск, ни десятки тысяч искалеченных судеб, не научили, что договариваться со страной-агрессором нет смысла.
Ни Крым, ни Дебальцево, ни Иловайск, ни десятки тысяч искалеченных судеб, не научили, что договариваться со страной-агрессором нет смысла
Россия наплевала на "соседство", "общую историю", международные нормы в конце концов. И напала на Украину. Несмотря на то, что были договоренности на разных уровнях (печальный Будапештский меморандум) и протоколы о дружбе между "братскими" народами.
Единственные договоренности, которых Кремль четко придерживается - это выгодные для него. Но то, что выгодно для Москвы - смертельно опасно для Киева.
И именно тогда, когда украинские чиновники согласились заключить соглашение о транзите газа с единственным заказчиком - Россией, они накинули петлю на всю страну. Это газовая стратегическая ошибка украинской власти всех времен.
Сегодня Украина имеет исторический шанс исправить эту стратегическую ошибку, которая привела к военной агрессии и газовому плену со стороны восточного соседа - освободиться от газовой удавки РФ.
Что выгодно для Москвы - смертельно опасно для Киева
Как можно воспользоваться этим историческим шансом и освободиться от российской газовой осады?
Нужно устроить открытый прозрачный аукцион и пригласить на него европейские компании, которые покупают голубое топливо у Газпрома. А дальше - предложить транзит по ценам, которые будут привлекательнее любого "потока". А в дополнение - выгодные условия хранения в украинских подземных хранилищах и возможность продавать дополнительные объемы газа на украинском рынке.
Для этого нужен лишь независимый Оператор ГТС.
Чтобы он появился - необходимо отделить Укртрансгаз от Нафтогаза. Но кто-то сознательно тормозит процессы и ослабляет позицию Киева, превращая ее в энергетически опасную.
Что происходит? Нафтогаз не может потерять Укртрансгаз, ведь исчезнет фантастическая прибыль в 40 млрд грн. Придется забыть о заоблачных премиях и зарплатах. Все увидят, что "король голый" и миф об "успешном управлении компанией" исчезнет.
Нафтогаз не может потерять Укртрансгаз, ведь исчезнет фантастическая прибыль в 40 млрд грн
Не зря же Нафтогаз на каждом углу кричит, что менять владельца Укртрансгаза до 2020 года запретил Стокгольмский арбитражный суд.
Однако Стокгольмский арбитраж такого не делал.
Отделить Укртрансгаз от Нафтогаза правительство Украины, как владелец, может за месяц. Если захочет. Кабинет министров принимает постановление о передаче акций Укртрансгаза от Нафтогаза любому органу центральной исполнительной власти, например Министерству экономического развития и торговли. И все. Никаких расходов. Никаких изменений в законах.
Создать независимого оператора ГТС требует Третий энергетический пакет. Это он гарантирует транзит для всех европейских компаний - заказчиков транзита через территорию Украины и загрузки украинской ГТС минимум на 100-110 млрд куб. м в год, а газохранилищ на 20-25 млрд куб. м в год.
Вместо того, чтобы "качественные транзитные услуги предоставлять не России, а Евросоюзу", Украина снова начинает переговоры со страной-агрессором и настойчиво засовывает свою голову в газовую петлю России.
Мария Яковлева, для Gazeta.ua
Комментарии