Почему отмена возложения специальных обязанностей - это плохо

Долги за коммунальные услуги будут расти

Кабмин в конце мая не продлил действие ПСО (возложение специальных обязанностей) для теплокоммунэнерго и больше не будет регулировать цены на газ.

Без понимания истории возложения специальных обязательств, нельзя дать оценку что будет происходить после их окончания. Понятие ПСО появилось в Украине в 2015 году после принятия закона "О рынке природного газа". На самом деле, оно не новое по своей сути. До этого существовало понятие гарантированной цены, которое было четким и взвешенным инструментом государственного регулирования согласно закону "О ценах и ценообразовании". С понятным порядком применения и ответственностью за нарушения. Механизм ПСО - это аналог гарантированной цены. Он также должен был защитить население от резкого роста цены на газ во время переходного периода пока будет создаваться свободный конкурентный рынок. Предварительно переходный период предполагался на три года.

ПСО применяется в исключительных случаях и на определенный срок для обеспечения общественных интересов. То есть на период образования и введения рынка газа руководство страны может защитить население через этот механизм от резких колебаний цен. В Украине переходный период растянулся с 2015 по 2021 год. Но рынок так и не смог родиться. Потому что не нашлась та власть, которая устранила бы монополии. И защита для населения тоже не сработала, ведь ежегодно бюджет субсидий достигал 50-90 млрд. грн.

В законе сказано, что ПСО не должно мешать развитию рынка природного газа. Можем констатировать - так и было. Потому что нечему мешать. Рынок не имел никаких шансов родиться. Механизм ПСО использовали исключительно для укрепления монополии. Кабмин утвердил следующий механизм: НАК "Нафтогаз Украины" получил в 100% распоряжения весь объем государственной добычи газа в размере 15 млрд. м3. И стал его единственным продавцом напрямую теплокоммунэнерго и населению через газозбытовые компании. Свободной независимой конкуренции места абсолютно не оставили. И ответственности за такие действия Кабинета министров тоже нет, кроме политической. Но об этом мы все вместе забываем, как только наступают выборы.

В законе написано, каким образом должен происходить выбор компаний, на которые возлагаются специальные обязанности. Кабмин должен был утвердить критерии отбора, но не сделал этого. По факту просто назначил по своему усмотрению компании-монополии.

Можно было бы на это закрыть глаза ради защиты общественных интересов. Если бы не один момент в статье 11 этого закона. Там указано, что субъект, на которого возлагаются специальные обязанности, имеет право получить компенсацию экономически обоснованных затрат. Когда принималась данная норма мало кто понимал, как ее можно реализовать. Но НАК "Нафтогаз Украины" пошел в суд и отсудил компенсацию из госбюджета по данной статье - 156 млрд. грн.

Сегодня механизм ПСО закончил действовать де-юре. Но де-факто он получил новую жизнь в "годовых тарифах" для теплокоммунэнерго и населения в виде цены 7,92 грн с НДС без затрат на транспортировку. Опять Укргаздобыча продает весь газ для населения и ТКЭ дешевле на 30% от цен добытчиков и импортеров исключительно одному покупателю - Нафтогазу. Далее ожидаем или компенсацию убытков из госбюджета, местных бюджетов - фактически из кармана каждого украинца или очередное "крайне необходимое" повышения цены.

В любом случае это не является защитой населения. Нынешний бюджет субсидий не покрывает все потребности. Об этом свидетельствует стремительный рост задолженности населения за газ, которая сегодня составляет примерно 60-70 млрд. грн. Теплокоммунэнерго должны Нафтогазу около 40 млрд. грн. Это свидетельствует о том, что они будут не в состоянии поменять поставщика. Нафтогаз уже неоднократно, под угрозой невключения отопления, заставлял местные бюджеты покрывать долги теплокоммунэнерго.

Семь лет имитации реформ, упущенных возможностей создания рынка газа в Украине. Все равно мы будем вынуждены объяснять нашим западным партнерам, что нам необходимо вернуться к ПСО. И ввести его уже на срок не менее 5 лет. Параллельно выполнить домашнюю работу по демонополизации. Определить роль Нафтогаза исключительно для обеспечения уязвимых категорий потребителей, увеличения добычи углеводородов на территории других стран, защиты энергетической и национальной безопасности Украины. Также провести реформы, которые повысят зарплаты и пенсии украинцев до европейского уровня.

Если все оставить как есть, нас ожидает в недалеком будущем дальнейший неуправляемый рост задолженности за коммунальные услуги.

Мария Яковлева, для Gazeta.ua

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі