"Донбасс" Лозницы как тест на человечность
Нам всем с этим жить
Украинская премьера фильма Сергея Лозницы "Донбасс" стала центральным событием на 9-м Одесском кинофестивале. Вызвала бурную противоречивую реакцию.
Подобные фильмы на уровне самой темы автоматически оказываются в зоне пристального внимания всех слоев населения, независимо от кинематографических предпочтений или политической позиции. Аудитория воспринимает такое кино персонально, потому что оно персонально и касается каждого, по крайней мере в Украине, - пишет Ярослав Пидгора-Гвяздовский для "Детектор медіа".
Перед началом показа в Театре музкомедии председатель Госкино Филипп Ильенко сказал переполненному залу, что пожелать приятного просмотра не может. Потому что приятного во время просмотра не будет.
Но это очень важно увидеть и отрефлексировать. Для этого Лозница и делал свой "Донбасс" - для проявления реакции зрителя, которого проводит через определенное тестирование-реакцию на тот или иной кадр, ситуацию, слово, фразу, удар, выстрел, взрыв. Как на тесты Роршаха, где пятна имеют различные конфигурации и вызывают у каждого конкретного наблюдателя различную интерпретацию.
Человечность в "Донбассе" - практически несуществующая субстанция
Нормальность реакции - признак человечности, а человечность в "Донбассе" - практически несуществующая субстанция. И вот почему, - говорит Лозница, показывая, как скетчи, несколько историй. В одной говорится о "решалах", которые имеют договоренности на украинской стороне. Общаются с "важными людьми" среди сепаратистов, "отмазывают" нечистого на руку врача, нагло врут подчиненным о том, что украденные коробки с тушенкой, пачки с водой, килограммы колбасы и ветчины будут розданы им, и все будет хорошо, "а пока вы идите, рожайте, принимать роды или что вы там делаете". И народ послушно и молча идет, как стадо.
В другой новелле на площадь выводят мужчину с привязанным желто-голубым флагом и надписью на груди "доброволец карательного батальона" - намеренно, для привлечения дополнительной ненависти. И эта ненависть быстро появляется. Изначально персонализируется в виде трех молодых людей, а затем и всей общественности. Они начинают оскорблять, плевать, пускать дым в лицо, пинать и в конце бить. Женщины также, пользуясь беззащитностью жертвы, в которой связаны руки. Рядом стоят охранники с автоматами, а вокруг - сумасшедшая от агрессии толпа.
В другой новелле на площадь выводят мужчину с привязанным желто-голубым флагом и надписью на груди "доброволец карательного батальона"
Еще одна новелла - о браке. Имена пары - Яишница Иван и Купердягина Елена - как у Гоголя. И ведут себя они как бесноватые: дико скалятся, чрезмерно машут руками, ужасно смешно шутят, тупо говорят слова обета, а потом благодарят за свое счастье, повторяя избитые фразы-штампы. И наконец предоставляют слово боевикам, которые ничего путного сказать не могут или говорят суконным языком, добавляя в финале - "прости, надо отъехать и немного пострелять". Уже в следующем эпизоде фильма они обстреливают блокпост и убивают всех людей в автобусе, а сами при этом бегут с "катюшами" от дома, возле которого "припарковались". И недалеко - потому что свои же их расстреливают, ликвидируя исполнителей преступного приказа, и таким образом пряча концы в воду.
Разделенный на сегменты-истории, "Донбасс" показывает разные слои населения, разные характеры и разные случаи из жизни. Этим сразу ставит зрителя перед фактом правил, по которым люди существуют "здесь", на этой определенной территории. Когда людей готовят, как актеров, с гримом, к искусственному эфиру со "свидетелями" после смоделированного подрыва и сымитированого убийства, чтобы создать картинку "каральности" украинской стороны.
Кабальные условия, тяжелый труд и полное отсутствие культурных институтов в регионе под финал Советского Союза завершили уникальный эксперимент над человечностью. Результат - гуманитарная и гуманистическая катастрофа Донбасса
По Лознице, внешний вид персонажей не является эстетической нормой, это физиологическиое следствие многолетней безнравственности. Потому что речь о территории, где в 1930-х годах вырезали почти все интеллектуальное и духовное начало, - писателей, поэтов, драматургов, художников, режиссеров, ученых, медиков, священников. А перед этим выжгли голодомором почти все украиноязычное население и вместо него привезли из России новое. Кабальные условия, тяжелый труд и полное отсутствие культурных институтов в регионе под финал Советского Союза завершили уникальный эксперимент над человечностью. И его результат - гуманитарная и гуманистическая катастрофа Донбасса, следствие доведения людей до скотского положения. И теперь важно понять, спрашивается Лозница, - что же с этим делать?
Ответы режиссер не дает. Для него важно поставить вопрос и по крайней мере в пределах Одесского кинофестиваля, посмотреть, как на сам вопрос реагируют люди. И важны для него именно украинцы, поскольку российско-украинская война происходит у нас. Нас она касается ежедневно, начиная с утренних докладов о погибших на фронте за прошедшие сутки. Это наша зона ответственности, и нам всем с этим жить. И потом, уже после смерти, ответить без возможности отказаться.
Комментарии