Армия дронов способна изменить ход войны. Готова ли к этому власть?
Эволюция технологий на полях сражений движется семимильными шагами. Однако отечественный политикум и военные элиты, похоже, еще не осознали: им тоже необходимо измениться
Два года назад, до начала вторжения, ни в украинской, ни в рорссийской армиях почти не было дронов-бомбардировщиков и дронов-камикадзе.
Год назад дроны-бомбардировщики, вооруженные пехотными гранатами и самодельными боеприпасами, уже прочно вошли во фронтовую жизнь, а дальнобойные дроны-камикадзе типа "Шахед" доказали свою эффективность.
Полгода назад фронтовые коптеры-камикадзе (фпв-дроны) стали настоящим бедствием на нуле, а управляемые дроны-камикадзе средней дальности типа "Ланцет" уничтожили больше украинской бронетехники и артиллерии в более близком тылу, чем любые другие средства поражения.
Всего за год-полтора война настолько изменилась, что если бы сегодня украинской или российской армиям, насыщенным дронами, средствами радиотехнической разведки и радиоэлектронной борьбы, пришлось бы столкнуться с любой другой армией мира, даже американской или китайской, последним пришлось бы непросто.
Если бы украинская армия два года назад имела такой опыт применения дронов, как сегодня, вторжение захлебнулось бы в самом начале
Если бы украинская армия два года назад имела такой опыт применения дронов, как сегодня, вторжение захлебнулось бы в самом начале.
Идет настоящая революция дронов в военном деле, сравнимая с изобретением огнестрельного оружия. Дроны заменяют собой авиацию, артиллерию, танки, снайперов и охотятся уже за одиночными солдатами на поле боя. В таких условиях армиям приходится меняться, даже вопреки решениям командиров или их нерешительности. В армии появились специальные подразделения, укомплектованные дронами, дроны появились в обычных пехотных взводах и отделениях, а также у отдельных бойцов.
Повсеместное применение дронов привело к развитию горизонтальных связей, снижению роли командира на поле боя до уровня организатора, координатора и наблюдателя.
Революция дронов, информатизация боевых подразделений, повлекли за собой стихийную модернизацию вооруженных сил, и стали драйверами изменений в полевых штабах, в Генеральном штабе и Министерстве обороны Украины. Пока эти изменения еще не слишком заметны из-за сильных позиций кабинетных полковников и паркетных генералов, но в конце концов изменения могут стать той "соломинкой", которая вытянет Украину из "тупика", даст армии желаемое технологическое преимущество в борьбе с гораздо более сильным противником.
Отдельный вопрос - смогут ли измениться элиты, военно-политическое руководство страны
Отдельный вопрос - смогут ли измениться элиты, военно-политическое руководство страны. Армия не существует в вакууме, она зависит как от снабжения и обеспечения, так и от военно-политических решений, которые в условиях бурной дрононизации боевых подразделений уже не могут базироваться только на выпрошенной на Западе военной помощи - танках, орудиях, снарядах, самолетах. Сегодня боевые операции можно и нужно планировать (и они планируются так на низовом уровне) с учетом возможностей дронов - и в рамках бригады, и в масштабах фронта, и не только на оперативную глубину, но и до Урала.
Моделирование новых боевых операций, управление войсками, оборонной промышленностью и всей страной в условиях масштабной революции дронов требует не только пресловутых "новых подходов", но и новых людей в руководстве страны и силовых структурах - тех, кто реально конструирует, производит, применяет дроны, тех, кто знает, какие возможности даст армии и стране революция дронов завтра, чтобы война закончилась победой.
Комментарии