Дымовая завеса. Война никогда не была связана с НАТО
Альянс не угрожает безопасности РФ, но угрожает российской внешней политике
Швеция готова стать 32-м членом Альянса, и Россию, похоже, это ничуть не беспокоит. Момент прорыва для шведов наступил перед саммитом НАТО на прошлой неделе в Вильнюсе, когда президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган согласился положить конец многомесячному противостоянию и поддержать заявку скандинавской страны на вступление, – пишет Питер Дикинсон для Atlantic Council.
Реакция России на предстоящее вступление Швеции в НАТО была, мягко говоря, сдержанной – глава МИД Сергей Лавров ограничился обещаниями "соответствующих мер", а спикер Кремля Дмитрий Песков предупредил о неуказанных "негативных последствиях".
Это явное отсутствие беспокойства отражает позицию Кремля в отношении членства Финляндии в НАТО, которое было подтверждено в апреле. В этом случае Россия также преуменьшила значение этой новости, взяв на себя расплывчатые обязательства по укреплению своего собственного военного присутствия в регионе.
Действительно, за 14 месяцев, прошедших с тех пор, как две скандинавские страны впервые объявили о своем намерении вступить в НАТО, Москва почти ничего не сделала, чтобы возразить или воспрепятствовать этому процессу, несмотря на то, что у нее есть широкий набор военных, кибернетических, экономических, информационных и дипломатических инструментов. Если бы Владимир Путин искренне считал, что Альянс представляет угрозу безопасности РФ, он, по крайней мере, увеличил бы российское военное присутствие возле финской границы. Вместо этого, как сообщается, Россия сократила развертывание войск в регионе примерно на 80%. Это явно не действия нации, находящейся в осаде.
Удивительно спокойная реакция России на вступление в НАТО Финляндии и Швеции резко контрастирует с истерией по поводу гораздо менее существенных связей Украины с Альянсом
Удивительно спокойная реакция России на вступление в НАТО Финляндии и Швеции резко контрастирует с истерией по поводу гораздо менее существенных связей Украины с Альянсом. В течение нескольких месяцев, предшествовавших полномасштабному вторжению в феврале 2022 года, Путин и другие кремлевские лидеры заявили миру, что эскалация кризиса вызвана годами провокационного расширения НАТО, и предупредили, что углубление связей между Альянсом и Украиной представляет собой "красную линию". Но на самом деле Украина в начале 2022 года даже отдаленно не была близка к вступлению. Далекий от того, чтобы преследовать Киеву перспективы членства Альянс неоднократно уклонялся от просьб Украины о "Плане действий по членству". Он отказывался дать даже четкий сигнал относительно будущего вступления накануне вторжения России.
Сложно увидеть какую-либо военную логику в резко различающихся реакциях России на расширение НАТО в северных странах и участие Альянса в Украине
В конце концов, хотя теоретическое будущее присутствие НАТО на территории Украины может создать ряд серьезных проблем для военных планировщиков в Москве, недавнее присоединение Финляндии уже удвоило длину общей границы России с Альянсом за одну ночь. Членство Швеции, возможно, будет иметь еще большее значение для России, превратив Балтийское море в озеро НАТО. Если Россию так явно не заботят эти вполне реальные военные вызовы, то почему Путин был готов развязать крупнейшую европейскую войну со времен Второй мировой войны из-за гораздо более отдаленной перспективы членства Украины?
Из собственных действий Путина видно, что он прекрасно понимает, что НАТО никогда не нападет на Россию. Это не должно вызывать удивления. Действительно, вся идея о вторжении Альянса в Россию признается абсурдной всеми, кроме окончательно зомбированных.
Это не означает, что возражения России против расширения НАТО после 1991 года совершенно неискренни. Напротив, растущее присутствие Альянса в бывшем "Восточном блоке"" за последние 30 лет, возможно, является главным источником геополитической горечи и негодования в российском истеблишменте. Однако важно уточнить, что это возмущение не имеет ничего общего с законными соображениями безопасности.
НАТО представляет угрозу для российской внешней политики, потому что не позволяет РФ запугивать своих соседей
НАТО не представляет угрозы безопасности России. Альянс представляет угрозу для российской внешней политики, потому что не позволяет РФ запугивать своих соседей.
Ничто из этого не помешало Путину использовать проблему НАТО в качестве дымовой завесы для своих имперских амбиций. В течение многих лет он умело использовал антизападные настроения и широко распространенное международное недоверие к внешней политике США, чтобы отвлечь внимание от актов международной агрессии России. Эта тактика оказалась удивительно успешной. За 17 месяцев, прошедшие с тех пор, как российские войска начали полномасштабное вторжение в Украину, широкий круг ученых, обозревателей и политиков по миру поддержали Путина, обвиняя НАТО в провоцировании войны. Они продолжают это делать, даже несмотря на то, что сам Путин сравнил свое вторжение с имперскими завоеваниями русского царя XVIII века Петра I.
Тот факт, что так много видных деятелей по-прежнему готовы принять нечестный нарратив России о НАТО, свидетельствует о фундаментальных заблуждениях относительно роли Альянса и природы его расширения после окончания "холодной войны". Критики обычно изображают НАТО как экспансионистскую военную организацию, стремящуюся установить господство Запада. Но это полностью противоречит росту НАТО за последние три десятилетия. Никого никогда не принуждали вступать в Альянс. Вместо этого каждый новый участник с 1991 года подавал заявку на членство и был обязан соответствовать ряду строгих стандартов, чтобы соответствовать требованиям.
Действительно, многозначительный термин "расширение НАТО" сам по себе может ввести в заблуждение, поскольку, в отличие от России, Альянс всегда расширяется только на добровольной основе.
Серьезную угрозу международной безопасности представляет российский империализм, а не оборонительные гарантии, предлагаемые НАТО
Сейчас, когда российское вторжение в Украину приближается к отметке в 1,5 года, пришло время отказаться от нарратива НАТО. Путин показал, что ему нисколько не угрожает растущее присутствие Альянса на северо-западной границе России, и он все более открыто говорит о своих имперских планах в Украине. Серьезную угрозу международной безопасности представляет именно этот российский империализм, а не оборонительные гарантии, предлагаемые НАТО.
Перевод Gazeta.ua
Комментарии