«Новая Европа» была права относительно России
Западу не мешало бы продолжать признавать свои ошибки
Два западных лидера недавно заявили, что ошибались. 4 апреля бывший президент США Билл Клинтон признал, что был не прав, принуждая Украину отдать свое ядерное оружие России.
Затем, 31 мая, президент Франции Эммануэль Макрон заявил в Братиславе, что Франции и, соответственно, Западу следовало прислушаться к восточноевропейцам в отношении России.
"Чувствую личную причастность, потому что заставил Украину согласиться отказаться от ядерного оружия. Украинцы боялись отдавать его, потому что думали, что это единственное, что защитит их от экспансионистской России. Владимир Путин, когда увидел возможность, нарушил Будапештское соглашение, и захватил Крым. Чувствую себя ужасно из-за этого, потому что Украина - очень важная страна", - сказала Клинтон.
Тем временем, Макрон сначала раскритиковал бывшего президента Франции Жака Ширака за то, что он сказал восточноевропейцам в 2003 году, что они упустили "хорошую возможность заткнуться" во время подготовки к нападению США на Ирак Саддама Хусейна. Затем он признал, что "мы также потеряли возможность выслушать вас", когда дело дошло до оценки российской угрозы.
Перед обоими лидерами был президент Германии Франк-Вальтер Штайнмайер, который еще в апреле 2022 года сказал: "Мы потерпели неудачу по многим пунктам. Это правда, что нам следовало более серьезно отнестись к предупреждениям наших восточноевропейских партнеров. Особенно в отношении времени после 2014 года".
Такое смирение со стороны Запада – редкость. Особенно по отношению к его соседям в Восточной Европе. Это может предвещать, а может и не предвещать более широкий сдвиг.
Суровая реальность войны заставила хотя бы некоторых политиков на Западе пересмотреть взгляды на режим Путина и признать, что поляки, балты, украинцы были правы, опасаясь реваншистской фашистской России
Бывший канцлер Германии Ангела Меркель продолжает настаивать, что ее политика в отношении России была правильной, как и печально известный экс-канцлер ФРГ Герхард Шредер. Но, по крайней мере, это предполагает, что суровая реальность войны заставила хотя бы некоторых политиков пересмотреть свои взгляды на режим Путина и признать, что поляки, балты, украинцы и другие были правы, опасаясь реваншистской фашистской России.
Пренебрежительное отношение Запада к восточноевропейцам имеет давние корни в истории и культуре. Западная Европа, то есть Франция, Германия, Италия, Испания и Англия, традиционно считалась колыбелью европейской цивилизации. Восточная Европа, то есть все страны к востоку и югу от Западной Европы, часто считалась отсталой в политическом, экономическом и культурном отношении частью Европы. Они были склонны к ссорам и склокам, безнадежно коррумпированы, и склонны к иррациональности и экстремизму.
По сути, восточноевропейцы были инфантильны. Предложение Ширака "заткнуться" было не просто грубым. Прежде всего, это свидетельствовало о патернализме, с которым Запад относился к ребячливому Востоку или "Новой Европе".
Для многих западноевропейцев Восточная Европа была всего лишь опасным и непредсказуемым пространством между Западом и Россией
Россия была обычным исключением из этого правила не потому, что считалась цивилизованно или развитой, а потому, что была огромной и могущественной, обладала уникальной культурой. В результате, для многих западноевропейцев Восточная Европа была всего лишь опасным и непредсказуемым пространством между Западом и Россией. Многие немцы до сих пор называют Вторую мировую войну, которая опустошила население Беларуси, Польши и Украины больше, чем население России, "Войной с Россией".
Безусловно, отношение на Западе существенно изменилось. Кто мог не восхищаться восточноевропейскими революциями, охватившими советские государства-сателлиты в 1989 году? Кто может не восхищаться сейчас способностью Украины противостоять военной машине Путина? И кто, как не догматичные правоверные, обвиняющие НАТО в том, что Россия решила начать чудовищную войну, мог не подозревать, что довоенные представления о Путине как о "мудром правителе", и о России как о "нормальном государстве" были неточны? Обо всем этом восточные европейцы говорили десятилетиями.
"Новая Европа" не так стара, как "Старая Европа". Но что касается России, то она умнее и мудрее "Старой Европы". Столетия борьбы с вечными приступами имперской экспансии и старомодным кровопусканием "матушки России" научили "новых европейцев" вещам, которые их наивные братья и сестры в "Старой Европе" не могут даже вообразить. Западной Европе и США пора полностью и навсегда осознать, что только прислушиваясь к восточноевропейцам, можно остановить путинские империалистические замыслы.
Западу не мешало бы продолжать признавать свои ошибки.
Перевод Gazeta.ua
Комментарии