Три фактора, которые обеспечат успех даже в условиях войны
Сегодня бизнес переживает сложные испытания. Но на наших плечах держится экономика, поэтому останавливаться нельзя
Сегодня бизнес испытывает сложные испытания. То, что выстраивалось кропотливым трудом, разрушено: многие производства оказались в оккупации или зоне боевых действий, разорвались связи с партнерами и поставщиками, появился дефицит сырья, материалов, топлива.
Перед СЕО и владельцами встали новые задачи: перевезти предприятия в безопасные места, быстро найти подходящие помещения, обустроить их, составить другую логистику, сохранить команду, мотивировать людей. На плечах бизнеса сейчас держится экономика страны, обеспечение ВСУ и благосостояние украинцев. Так что сдаваться и останавливаться нельзя.
Как CEO "Молокия" хочу вдохновить предпринимателей и поделиться успешным опытом ведения бизнеса в экстремальных условиях. Рассказать есть о чем: с момента полномасштабного вторжения произошло столько событий, что хватит на полжизни. Дам несколько полезных советов.
1. Решайте насущные вопросы сразу и вместе. Чем раньше вы соберете совет, тем быстрее отыщете приемлемое решение.
Так, акционеры и правление "Молокии" собрались в первые дни войны, чтобы решить, как поступить дальше. Тогда была полная неопределенность и хаос: магазины закрывались, люди в панике уезжали, никто не знал, как обеспечить себя самым необходимым. Молочка же является продуктом первой необходимости. Как сказал один из акционеров на совещании: "Мама утром должна приготовить кашу для своего ребенка, и нам нужно сделать все, чтобы это было возможно".
Компания сразу поставила перед собой сверхсложную, но важную задачу: ни в коем случае не останавливаться
Поэтому компания сразу поставила перед собой сверхсложную, но важную задачу: ни в коем случае не останавливаться – работать! Это задало вектор другим решениям и всей дальнейшей работе руководства.
2. Выстраивайте новую логистику. Ищите другие пути сбыта и доставки продукции. Опирайтесь на свои возможности и преимущества. Предлагайте партнерам альтернативные варианты сотрудничества.
Нашей несомненной силой всегда были логистические возможности. Через свои фирмы компания организовала работу таким образом, чтобы поставлять продукцию не только в прицельные магазины передовой, но и в маленькие магазины.
Когда же оказалось, что большие сети, в частности национальные, потеряли доступ к своим логистическим центрам, "Молокия" предложила выход из ситуации: компания будет делать все сама – будет доставлять продукцию в каждый магазин.
3. Отвечайте на запросы времени: помогайте стране и населению. Продумывайте заранее, в чем может нуждаться рядовой потребитель, ведь война – это всегда нехватка продуктов питания, продуктов первой необходимости, медикаментов и прочего.
Мы предусмотрели, что людей, которые оказались в окружении, нужно прежде всего обеспечить едой. Поэтому руководство начало думать, как накормить киевлян, потому что в начале полномасштабного вторжения в столице было очень сложно с продовольствием.
Следовательно, компания создала резервные запасы. Они были так велики, что даже во время длительного окружения горожане могли бы достаточно долго потреблять продукты первой необходимости. Не забыли и о больницах и терробороне, ведь их тоже нужно было кормить.
4. Работайте в режиме постоянного включения.
Например, из-за войны у нас возникли сложности с поставкой упаковочных материалов и запчастей. Чтобы своевременно реагировать на новые вызовы, акционеры ежедневно собирались до начала рабочего дня и после. Это позволяло оперативно принимать эффективные решения. Кстати, в таком режиме компания работала достаточно длительный период, почти до недавнего времени.
Хочу отметить, что сначала руководство не могло определиться, какую же продукцию производить в условиях войны. Сначала решили выпускать самое необходимое для потребителя: молоко, сметану, кефир. А производство каких-то йогуртов с фруктами прекратить, потому что это не продукт первой необходимости. Потом предпочитали и то, и другое, но здесь возникла проблема со снабжением и закупкой материалов.
5. Преодолевать трудности помогает ответственность и смелость.
К примеру, в нашем бизнесе задействованы не только люди, оборудование и техника. Кто дает сырье? Коровы! Их надо доить, ведь они не могут прекратить давать молоко.
Доходило до того, что акционеры сами садились за руль молоковозов и забирали сырье во время обстрелов
Позволить себе просто выливать молоко компания не могла, потому что на его переработку было потрачено и приложено столько усилий. Так что была выстроена такая стратегия, чтобы при любых обстоятельствах молоко было доставлено на производство, а готовая продукция – в магазины, даже в горячих точках. Доходило до того, что акционеры усаживались за руль молоковозов и забирали сырье во время обстрелов! Такой пример очень вдохновляет команду.
6. Мотивируйте команду работать.
Естественно, каждый из нас имеет свою внутреннюю мотивацию. Однако руководство компании должно побуждать людей. У каждого бренда есть собственный рецепт: кто-то перевозит сотрудников в безопасные регионы, помогая обустроиться на новом месте, кто-то берет на работу переселенцев, кто-то мотивирует своим примером, а кому-то удалось еще до войны привить такие ценности в коллективе, что сотрудники понимают степень важности их работы и незаменимости.
Когда у меня спросили, что мотивирует наших сотрудников, я выделил три момента:
– прежде всего чувство ответственности перед потребителем. Ответственность – это причастность ко всем происходящим событиям;
– желание самим приблизить победу. Что мы можем сделать? Многое. Например, в "Молокии" более 50 работников призваны в ряды ВСУ – и компания поддерживает их, платит заработную плату;
– забота о потребителях. Команда бренда их любит, всегда заботится об их здоровье и удовлетворенности. Стремится, чтобы они и дальше потребляли молочные продукты, не были голодными, и чтобы это было полезно.
Когда персонал мотивирован и чувствует себя как единое целое, можно даже изменять графики работы и работать сверх нормы. Важно, чтобы руководители и наставники активно участвовали в общем деле. Сотрудники должны видеть совместные усилия для общего результата.
7. Не бойтесь менять схемы работы, ведь бывшая система уже невозможна. Но в любом случае это не должно сказаться на качестве продукции или услуги.
Должен отметить, что война не повлияла на качество продуктов "Молокии" – никаких послаблений или ухудшений. А вот сама система работы компании постоянно претерпевает изменения.
И вместо итога, хочу назвать три фактора, обеспечивающих успех бренда. Первое – это любовь к потребителям, реальная забота о них, а не просто история о том, что ты торгуешь и не нарушаешь требований, установленных законодательством. Второе – это честность. И третье – уважение к людям, которое проявляется в инициативе.
Специально для Gazeta.ua
Комментарии