Проблема с горючим: две ошибки власти
Если ситуация останется такой же, то трейдеры шантажом добьются того, что им поднимут минимальную цену до 60 гривен за литр
В Украине в последнюю неделю апреля возник дефицит топлива на АЗС, который продолжается до сих пор. 29 апреля правительство повысило предельные цены на бензин и дизтопливо на 40-43%. Ранее, в марте Верховная Рада приняла закон, предусматривающий нулевую ставку акциза на бензин, дизельное горючее и сжиженный газ, а также снижение НДС с 20% до 7%. Кризис горючего в правительстве хотят решить за счет увеличения поставок через польские транзитные пути.
У кризиса с горючим есть несколько факторов. Объективный состоит в том, что ухудшилась логистика. Во время войны мы вынуждены были переориентироваться на альтернативные топливные потоки. До широкомасштабного вторжения их основная часть шла через Беларусь. Сейчас выросла нагрузка на железную дорогу, не работают южные порты. Уничтожение базы нефтепродуктов. Они играют роль своеобразного буфера – должны компенсировать дополнительный спрос.
Но были также ошибки властей. Одна из них – введение административного регулирования цен на горючее. Вторая – уменьшение акцизов. Если бы не было административного регулирования, разрыв между спросом и предложением разрешился бы из-за уравновешенной рыночной цены. Заправиться можно было, но это стоило бы дороже. Здесь возникает проблема, что многим бензин по таким ценам недоступен.
Из-за уменьшения акцизов и налога на добавленную стоимость бюджет не получил миллиарды гривен
Вторая ошибка – уменьшение акцизов и налога на добавленную стоимость. Это фактически лишило бюджет миллиарда гривен. За счет этих доходов можно было создать систему поддержки малообеспеченным людям и волонтерам. Запустите электронные топливные талоны. Человек потерял работу и хочет поехать на запад забрать свою семью – у "Дії" есть эта информация. Можно было бы послать запрос и получить бензин по сниженной цене. С помощью электронной системы можно было бы сделать невозможной спекуляцию талонами. Такая система существует во многих странах Южной Америки, например. Для тех, кто может платить, была бы рыночно уравновешенная цена.
Цена на горючее отличается от других товаров эластичностью. При росте цены спрос может не падать, а наоборот расти. Такая же тенденция есть у цены на хлеб. Отмена налогов, составлявших до 40 процентов цены, привела к тому, что несколько трейдеров – в Украине рынок поделен между четырьмя-пятью компаниями – получили полную рыночную цену, но сверхприбыли положили к себе в карманы. Цена не упала пропорционально снижению налогов. Украинцы от налоговой льготы практически ничего не получили.
Административное регулирование имеет место только при одном условии – когда государство полностью национализирует топливную логистику во время войны. Если бы государство само покупало топливо и его продавало, это могло бы сработать. У нас с одной стороны выходят игры в сильное государство, с другой – игры в рыночную экономику. А это несовместимо. Сказывается отсутствие серьезного Антимонопольного комитета – он должен сейчас расследовать сговор топливных трейдеров относительно дефицита топлива. Потому что мы видим шантаж с их стороны, требуют поднять цену, а налоговыми льготами покрывают убытки.
Уже в объявлениях пишут, что можно за 100 гривен купить литр без очередей
Этот дефицит позволяет подпольным АЗС поднимать цену. Потому что подобная ситуация сразу порождает создание теневых рынков. Если бы сейчас запретили продавать валюту, у нас было бы два курса – от Нацбанка и теневой, который отличался бы вдвое. То же с горючим. Уже в объявлениях пишут, что можно за 100 гривен купить литр без очередей. Официально – продают за 40. Реальная цена должна быть где-то 70 гривен за литр, при этом не было бы очередей. Но для волонтеров и малоимущих нужна система льгот. При этом трейдеры по такой цене должны платить налоги.
Топлива хватает на военные нужды и посевную. Государство должно обеспечивать волонтеров и внутренние миграционные нужды. Это не сложно сделать.
Можно сейчас договариваться с Польшей, Румынией, Молдовой о снабжении топливом. Но это не решит проблемы, лежащие в основе. Если есть административное регулирование, но остаются частные АЗС, это приводит к пустым заправочным станциям. А отсутствие налогообложения – к тому, что у государства нет ресурсов поддержать людей, которые не могут купить топливо по высоким ценам.
Нужно отменить админрегулирование и вводить талоны для нуждающихся. Если ситуация останется такой, какая есть, то у нас будут ценовые качели – трейдеры за счет шантажа добьются того, что им поднимут минимальную цену до 60 гривен за литр. Они несколько недель так будут работать и потребуют еще ее поднять. Но одно дело, когда рынок определяет цену, а другое – когда договоренность чиновника и частного собственника АЗС.
Алексей Кущ, для Gazeta.ua
Комментарии