Дипломатия Зеленского приблизила Украину к бездне разрушительной войны
Пять итогов 2021 года
2021 год дипломатии Зеленского точно запомнится. К сожалению, не победами, как бы их ни пытались причислить на Банковой или Михайловской — десятками или победными пафосными видеороликами. К сожалению, этот год больше запомнится критическими стратегическими поражениями и утратой международной субъектности. "Скорость, креативность и результативность" как принципы дипломатии нового времени, о которых в ходе совещания послов в Гуте заявил президент Украины, ничего не стоящие без внимания к деталям и стратегическому видению. Победы достаются не только очередными обещаниями, видосиками или платформами, но и профессиональным анализом ситуации, тенденций, глубиной мышления и действиями на опережение. Зачастую это неинтересный для внешней аудитории и рутинный процесс, без шоу и постановочных представлений. Еще один тренд, закрепившийся в 2021 году — дипломатия Зеленского, стала по сути "витринной", больше работающей напоказ и ориентированной для внутреннего потребления, дабы понравиться своему электорату.
Что не так?
1. "Северный поток-2". Геополитический энергетический проект Кремля приобрел свою физическую форму и оказался в шаге от запуска. Когда соединялись последние швы, Банковая молчала. Как бы ни пытался Зеленский перебросить всю ответственность за этот внешнеполитический провал на предшественников, вполне очевидно, что именно пассивность Банковой на энерготреке международной политики позволила лоббистам Газпрома протолкнуть проект дальше до уровня сертификации. И речь идет не только о провале Зеленского в установлении благоприятной атмосферы доверия и диалога с правительством Ангелы Меркель и нехватке контактов с новой американской администрацией в начале каденции Джозефа Байдена, а собственно о целостном игнорировании президентом Украины и его ближайшим окружением вопросов, связанных с государством. Как результат, к концу года имеются проблемы с газовыми, угольными и электрическими запасами, а потому и высокие риски "зимнего российского энергетического реванша" и возвращение Украины в ловушку энергозависимости от России.
К концу года имеются проблемы с газовыми, угольными и электрическими запасами, а потому и высокие риски "зимнего российского энергетического реванша" и возвращение Украины в ловушку энергозависимости от России
2. Никакого НАТО в Украине. Именно с 2021 года теперь будет вестись отсчет момента, который, по сути, стал переломным с точки зрения перспектив интеграции Украины в НАТО. Если раньше из Кремля исходило больше про "нет" Украины в НАТО, теперь — никакого Альянса в Украине. Это изменение радикальное, ведь оно сразу указывает на две вещи — общую тенденцию внешнеполитического дискурса с минусом для Украины и, одновременно, фиксирует проигрыш Киева, который не отстоял завоеванный рубеж. Чего, в частности, стоит согласие Банковой на снижение уровня амбиций по поводу членства Украины в НАТО в подписанной новой Хартии о стратегическом партнерстве Украина-США. Сказывается стратегическая недальновидность политики Банковой, которая с 2019 года долго размышляла над тем, что и без того четко зафиксировано в Конституции государства. Если бы еще в декабре 2019 года Зеленский лично вложился в свое участие в юбилейном саммите Альянса в Лондоне, то и тенденция в 2021 году была бы совершенно иной. Есть странная эволюция позиции Банковой от "нам ПДЧ в принципе не надо, у нас есть суперпрограмма расширенных возможностей" — до "давайте ПДЧ еще вчера!". Очевидно, речь идет о нехватке стратегического мышления, непонимании процессов дальше "очередного недельного видосика" и склонности к близоруким пиар-победам. Такие черты не понадобятся в будущем и особенно после декабрьских геополитических ревизионистских предложений Путина Западу, поскольку теперь Украина будет тратить силы не на попытку протиснуться в едва "открытые двери НАТО", а на то, чтобы эта щель не закрылась в долгосрочной перспективе. И в этом вопросе Зеленскому нужно брать полную ответственность и первые роли именно на себя, а не перекладывать вину за неудачу на украинских послов и устанавливать им априори нереальные задачи типа фиксации на саммите НАТО в Мадриде "четкой даты членства в Альянсе".
Украина и мир оказались "слепыми" на границе с РФ
3. Стратегическое видение мирного урегулирования на Донбассе хромало на обе ноги Банковой с первых дней президентства Зеленского. Но если в 2020 году после декабря 2019 года еще можно было надеяться на чудо, ведь состоялся и желанный саммит "нормандской четверки", и встреча с Путиным, и начался отсчет "всеобъемлющего режима прекращения огня", то 2021 год развеял все иллюзии на прогресс. К сожалению, обещанного мира на Донбассе до сих пор нет. Процесс освобождения заложников поставлен на паузу. Адекватной реакции власти на указ Путина против экономическо-гуманитарной экспансии на территории ОРДЛО так и не произошло. То, что Россия отказалась продлить мандат миссии ОБСЕ на двух пунктах пропуска на границе Гуково и Донецк — событие не второстепенное. Она приоритетная и определяет перспективы урегулирования в целом. Если раньше можно было вести разговоры о расширении точек или средств наблюдения за тем, кто и что перемещается через государственную границу вне контроля Украины, то теперь более далекой становится вся перспектива возвращения контроля над границей как таковой. И это "заслуга" дипломатии Зеленского 2021 года, которая проигнорировала эту опасность, а Украина и мир оказались "слепыми" на границе с РФ.
4. Стотысячное войско РФ на границе. Это своеобразная "черная метка" дипломатии Зеленского 2021 года, и следствие потери Киевом инициативы на минском и нормандском треках, что позволило "поселиться" в этом процессе духу умиротворения с агрессором. Скопление российских войск на границе Украины и весной, и осенью стало ответом на непоследовательность и слабость противостояния агрессии со стороны Украины и коллективного Запада в целом. Должны быть откровенными и честно признать, что Киев сам подтолкнул партнеров к такому поведению, когда со стороны Запада протянули руку в надежде на договоренности, а со стороны Кремля предъявили "список невыполнимых требований". В попытках "посмотреть в глаза Путину" Банковая получила логичный и вполне предсказуемый результат: разговоры об Украине теперь проходят без Киева. Выразительный акцент на этой новой данности был поставлен телефонным звонком президента США Байдена президенту Зеленскому спустя 2 дня после переговоров с Путиным и его предварительного обсуждениям с союзниками. Киев поставили перед фактом.
Киев поставили перед фактом
5. "Вагнергейт". Это символическая "вишенка на торте поражений" высокой дипломатии Банковой, из-за которой 2021 год также надолго запомнится. Информация, обнародованная независимыми расследователями и представителями украинской военной разведки, об обстоятельствах срыва специальной операции по захвату российских военных наемников и военных преступников получила огромный резонанс не только в Украине, но и за ее пределами. Ключевые вопросы, которые подняла эта тема: ограничения готовности Зеленского на жесткие действия против российского агрессора и наличие в окружении президента российских "кротов". Бесспорно, ответы на эти непростые вопросы будут искать и украинское общество, и международные партнеры, поскольку, в первую очередь, речь идет о доверии к руководству государства и его устойчивости в кризисные моменты.
В конце года уже очевидно, что миротворческая креативность, поиск новых сюжетов и шоу-дипломатия Зеленского уже дважды в год приблизили Украину к бездне полномасштабной разрушительной войны. Что хаотичная "охота за глазами" Путина и шаг не приблизила размораживание "нормандского формата". И что "теплые ванны", усердная обстановка, дерзость и кичливость партнеронезависимостью не выводят Зеленского из рядов второстепенных лидеров, которым можно позвонить спустя несколько дней.
2021 год стал для дипломатии Зеленского периодом жестких испытаний и очередным шансом осознать ошибочность избранных мировоззренческих подходов. В следующий год Украина входит как объект политики, на фоне огромных угроз безопасности, требующих не только тесной координации с международными партнерами, но и железобетонного внутриполитического единства и консолидации.
Комментарии