2021-й войдет в историю как год оформления новых межгосударственных коалиций
Некие дипломатические итоги года
Представительский международный Саммит в поддержку демократии, в котором приняли участие более 100 стран, прошедший 9-10 декабря в Вашингтоне, стал не только выдающимся событием года, но, очевидно, первым шагом на пути реального воплощения идей относительно необходимости сотрудничества стран-единомышленников (like-minded countries). Следует отметить, что такое предложение впервые высказала вице-премьер-министр Канады Христя Фриланд в речи о приоритетах внешней политики Канады 6 июня 2017 года. Позже о необходимости этого говорил экс-государственный секретарь США Майкл Помпео в своем известном выступлении о коммунистическом Китае и будущем свободного мира 23 июля 2020 года: "Пожалуй, пора для нового объединения стран-единомышленников, нового альянса демократий". Впоследствии эта идея была развита действующим государственным секретарем США Энтони Блинкеном в обращении "Внешняя политика для американского народа", в котором он подчеркнул, что ни одна глобальная проблема не может быть решена ни одной страной, действующей только самостоятельно - даже такой мощной, как Соединенные Штаты Америки. И обещал обновить отношения с союзниками и партнерами.
Ни одна глобальная проблема не может быть решена ни одной страной, действующей только самостоятельно - даже такой мощной, как Соединенные Штаты Америки
Пожалуй, уже не должно быть сомнений, что 2021-й войдет в историю международных отношений как год начала оформления контуров потенциальных межгосударственных коалиций, а студенты будут изучать основные даты и основные тенденции, проявившиеся на мировой арене именно в этом году.
Так, 10 июня президент США Джо Байден и премьер-министр Великобритании Борис Джонсон договорились об обновлении Атлантической хартии, которую в 1941 году во время Второй мировой войны заключили лидеры этих двух стран – тогдашние премьер Великобритании Уинстон Черчилль и президент США Франклин Рузвельт. 15 сентября было объявлено о создании нового трехстороннего альянса США, Великобритании и Австралии в области безопасности – AUKUS. В рамках данного формата три страны, разделяющие общие взгляды на многие актуальные вопросы международной политики, запланировали осуществлять широчайшее сотрудничество в области сверхсовременных технологий оборонного характера, а также строительство в Австралии и для Австралии атомных подводных лодок с использованием американских и британских технологий.
24 сентября обнародовали совместное заявление лидеров Австралии, Индии, Японии и США в формате четырехстороннего диалога безопасности - Quadrilateral Security Dialogue, QUAD, в котором среди прочего была подчеркнута важность порядка, основанного на международном праве, для безопасности и процветания Азиатско-Тихоокеанского региона.
Несмотря на некоторые внутренние споры, страны-члены НАТО в течение года занимали общую позицию по основным вопросам международной повестки дня, в частности, относительно необходимости противодействия амбициям России и Китая. Уже в 2022 году страны-члены Североатлантического альянса собираются утвердить согласованную общую долгосрочную стратегию НАТО 2030.
В современном мире все больше действует "право сильного", существующий международный порядок находится под угрозой и для его сохранения нужны общие и скоординированные усилия
То есть, выглядит так, что страны демократического лагеря все же решили не поддаваться начавшемуся еще в 2008 году агрессивному наступлению авторитаризма, когда глобальный финансовый кризис заставил многих в мире сомневаться в западной системе хозяйствования и демократии, а сплотившись, наметили для себя сферы наиболее продуктивного взаимодействия. И хотя страны-участницы упомянутого Саммита имеют разные уровни развития демократии, их явно объединяет понимание того, что в современном мире все больше действует "право сильного", существующий международный порядок находится под угрозой и для его сохранения нужны общие и скоординированные усилия.
Впрочем, наблюдается и дальнейшее укрепление оси Пекин-Москва, которой откровенно симпатизируют ряд таких стран, как Беларусь, Венесуэла, КНДР. Иран также тесно взаимодействует с двумя большими континентальными силами, хотя в то же время решительно продвигает собственные амбициозные планы на Большом Ближнем Востоке. Схожие или даже тождественные позиции по многим международным вопросам занимают и страны-члены так называемой "Группы друзей в защиту Устава ООН", куда кроме названных государств входят Ангола, Алжир, Боливия, Камбоджа, Куба, КНДР, Экваториальная Гвинея, Эритрея, Лаос, Никарагуа, Палестина, Сент-Винсент и Гренадины и Сирия, которые 23 сентября этого года обнародовали собственную общую Политическую декларацию.
Уже можно прогнозировать, что дальнейший ход мировой истории будет определяться все более растущей конкуренцией за влияние, природные ресурсы, высококвалифицированные кадры, контроль над технологиями и современными производствами между США и их союзниками и партнерами, с одной стороны, а также Китаем и Россией, чьи отношения без формального оформления уже приобрели признаки настоящего военно-политического союза, и их сторонниками-сателлитами – с другой.
Дальнейший ход мировой истории будет определяться все более растущей конкуренцией за влияние, природные ресурсы, высококвалифицированные кадры, контроль над технологиями и современными производствами
Очевидно, для многих в Украине не секрет, кто именно из упомянутых выше стран всегда поддерживал и поддерживает наш суверенитет и территориальную целостность, а кто из тех или иных соображений занимал и продолжает занимать другие позиции. Пожалуй, и стратегический выбор партнеров для нас не должен быть чрезвычайно сложным – тем более что Украина среди других государств также получила приглашение на упомянутый Саммит. Ведь те страны, кто останется без надежных друзей в завтрашнем мире, скорее всего, окажутся на маргинесе мировой политики с не очень благоприятными перспективами дальнейшего развития.
Как известно, во время Революции достоинства украинский народ уже однозначно избрал вектор дальнейшего развития страны. Теперь пора воплотить его выбор в прогнозируемую внешнюю политику, конкретные договоренности и получение надежных союзников. Очевидно, именно это должно быть главной задачей украинской дипломатии на следующий год.
Олег Белоколос, для Gazeta.ua
Комментарии