Евросоюз раскрыл планы на 2022 год. Где Украина?
Стоит активно и настойчиво продвигать выгодные для нас положения
Последние дни европейские политические круги живут обсуждением содержания и сигналов ежегодного послания президента Еврокомиссии о перспективах развития Европейского Союза на 2021−2022 гг.
К сожалению, и это уже становится печальной традицией, ни слова об Украине, углублении интеграции нашего государства в ЕС или поддержке Киева в отпоре российской агрессии или продвижении "Крымской платформы" упомянуто не было. Жаль, что Банковая продолжает терять великолепные возможности для закрепления Украины среди приоритетов международной повестки дня и фиксации "украинского евроинтеграционного интереса" на наивысших европейских площадках. Хотелось бы верить, что нынешние руководители Банковой и МИД хотя бы активно работали с офисом Урсулы фон дер Ляйен и структур ЕС для отражения в послании украинских интересов.
К сожалению, и это уже становится печальной традицией, ни слова об Украине
Вместе с тем, важно обратить внимание на отдельные элементы послания, которые должны быть учтены при подготовке к Киевскому саммиту Украина-ЕС 12 октября.
Во-первых, евробюрократы четко осознают, что мир и собственно Евросоюз "вступает в эру гиперконкуренции, эру региональных соперничества и обострения внимания крупных игроков друг против друга". Очевидно, это означает, что в ближайшее время евроинституции окунутся в процесс переосмысления места и роли Евросоюза в глобальных и региональных политических, безопасностных, экономических процессах, содержания и будущего видения отношений ЕС с союзниками, партнерами, третьими странами, анализе имеющихся и потенциальных рисков и угроз.
Соответственно, украинская сторона должна была бы "поймать эту волну" и выйти на октябрьский саммит с комплексным аргументированным видением добавленной стоимости Украины для Евросоюза в будущей конкурентной геополитической борьбе. И здесь было бы очень недальновидно и ошибочно прибегать к угрозам и обидам в стиле "если не предоставите нам перспективу членства, то мы пойдем на восток". Сейчас не время для геополитических шантажей, а время для серьезных партнерских дискуссий относительно общего будущего и общих побед в глобальных противостояниях.
Во-вторых, события в Афганистане, обострение отношений Запада с Россией и Китаем предоставили второе дыхание идее создания Европейского оборонительного союза. Принципиально важно, чтобы Украина не осталась в стороне от этого процесса, а продолжала настаивать и продвигать максимально широкое привлечение нашего оборонного и военно-технологического потенциала. Уже несколько лет Украина продвигает идею привлечения к реализации проектов в рамках Постоянного структурированного диалога ЕС (безопасность и оборона). К этому следует добавить и участие Украины в реализации инициативы Общего центра ситуационного наблюдения, Европейской политики кибербезопасности и активизацию военных учений для повышения взаимосовместимости.
События в Афганистане, обострение отношений Запада с Россией и Китаем предоставили второе дыхание идее создания Европейского оборонительного союза
Президент ЕК права, когда говорит, что благодаря своей географии "Европа знает лучше любого, что если вовремя не приступить к решению кризиса за рубежом, кризис придет к нам". В этом контексте Банковая и лично Зеленский должны приложить усилия для обеспечения участия украинской стороны в любом формате в Европейском безопасностном саммите во время председательства Франции в Совете Евросоюза.
В-третьих, интересной с геополитической и геоэкономической точек зрения является инициатива Еврокомиссии по формированию и имплементации стратегии Глобальных Ворот как альтернативы китайским геоэкономическим проектам. С этой инициативой ЕС вступает в глобальную экономическую борьбу с Китаем за восстановление решающего влияния на мировые процессы. И уже на октябрьском саммите Украина-ЕС Банковая могла бы подробно обсудить с лидерами институций роль Украины в реализации этой важной для Европы, а следовательно — и нашего государства, стратегии. Такая четкая позиция, конечно, сняла бы все недопонимания относительно настоящей ориентации представителей нынешней власти.
Логично, что все эти идеи и договоренности могли бы быть включены в заключительный документ по результатам саммита, работа над которым уже ведется.
Стоит активно и настойчиво продвигать выгодные для Украины положения, а не только соглашаться на банальную, уже известную бюрократическую риторику.
Комментарии