Начались крики, что США одобрили "Северный поток-2". Думаете, могло быть иначе?
Если Украина не стремится быть субъектом, то всегда будет разменной монетой в больших сделках
Сейчас в Украине начались крики, мол, США сдали наши интересы и одобрили "Северный поток-2". Думаете, могло быть иначе?
UIF сделал с десяток аналитических документов и рекомендаций на эту тему в последние годы. И изменение позиции США по "Северному потоку-2" можно объяснить несколькими факторами:
1. Изменение внешней политики США.
Переход от односторонней, американо-центрической политики с фокусом на двусторонний формат сотрудничества в коллективной, многосторонней дипломатии. Администрация Джо Байдена одним из столпов своей внешней политики сделала ставку на союзников в Европе, восстановление трансатлантического единства и усиление НАТО.
А для этого нужны стабильные и взаимовыгодные отношения с союзниками в Европе, которые предусматривают, среди прочего, поиск компромиссов.
2. Нежелание Вашингтона идти в прямую конфронтацию с ФРГ.
Чтобы остановить "Северный поток-2", Соединенным Штатам очевидно необходимо было бы вводить санкции не только против русских, но и против конечных бенефициаров проекта в самой Германии. Это задело бы немецкий большой бизнес, и даже государственные учреждения.
Это привело бы к прямому конфликту между двумя странами. Его Байден пытался избежать, чтобы не подорвать свою внешнюю политику и сотрудничество с Германией.
3. Поиск нового стратегического баланса сил в треугольнике США-Европа-Россия.
США все больше фокусируют внимание на глобальном соперничестве с Китаем и необходимости решать внутренние проблемы.
Это требует создания целостной и прочной архитектуры безопасности и поиска нового равновесия на мировой арене, которые позволяли бы Штатам удерживать лидерство и успешно противодействовать влиянию КНР.
Именно в рамках этой стратегии президент Байден запустил свой "стратегический диалог" с Россией в конце апреля после военной эскалации вокруг Украины. Вероятно, этот диалог предполагает как минимум замораживание определенных конфликтных моментов в отношениях с Москвой, а как максимум — поиск компромиссов.
Этот комплекс факторов обуславливает высокую вероятность дальнейшего ослабления или снятия санкций, что позволит сооружение и дальнейшую эксплуатацию газопровода "Северный поток-2".
Комплекс факторов обуславливает высокую вероятность дальнейшего ослабления или снятия санкций, что позволит сооружение и дальнейшую эксплуатацию газопровода "Северный поток-2"
Однако, даже в случае замораживания проекта на длительный период, Украине следует готовиться к потенциальному сокращению спроса на природный газ в ЕС, сокращению объемов поставок со стороны РФ, а, следовательно, — падению роли украинского транзита в будущем.
Подготовку к возможному завершению строительства и запуска в эксплуатацию газопровода "Северный поток-2" следует осуществлять по нескольким направлениям:
- проведение дипломатической работы с попытками сохранения санкций против "Северного потока-2" и убеждения стран ЕС в ошибочности их сотрудничества с Россией в энергетическом секторе.
- вхождение в переговоры по поводу обеспечения транзита по территории Украины.
- арбитраж, направленный на продажу российскими компаниями природного газа на восточной границе Украины и оценка возможного злоупотребления Россией монопольным положением.
- наращивание газодобычи в Украине.
- продолжение работы по углублению интеграции украинских газохранилищ в европейский рынок природного газа.
- стимулирование производства низкоуглеродистых газов.
- модернизация систем транспортировки и распределения природного газа в Украине.
- проведение дипломатической работы с попытками сохранения санкций против "Северного потока-2" и убеждения стран ЕС в ошибочности их сотрудничества с Россией в энергетическом секторе.
Трагедия ли происходящее? Если не готовиться — да.
Но если мы знали о предстоящем риске и не готовились, с кого спрос?
Чтобы резюмировать:
1. Никто кроме самих украинцев не заинтересован в успехе Украины и ее благополучии.
Никто кроме самих украинцев не заинтересован в успехе Украины и ее благополучии
2. Большие страны всегда договорятся, если Украина не стремится быть субъектом, то всегда будет разменной монетой в больших сделках.
3. Страны, не имеющие своего плана будущего, всегда будут ресурсом в чужих планах.
4. А значит, у Украины должен быть свой амбициозный план региональной субъектности.
5. И лидеры, которые это осознают, мыслят стратегически и готовы его реализовать.