Рейдерство не преодолели. Государство должно защитить участников рынка земли
Мы идем в диджитализацию. Это прекрасно и замечательно, но не точно
Входить в рынок земли нужно с пониманием следующего: антирейдерство = защита собственности = эффективная работа государственных институтов. Чью собственность и правовые интересы должно защищать государство? Выделим четырех основных участников рыночных отношений:
• территориальные общины;
• граждане Украины и юридические лица, зарегистрированные в Украине;
• нерезиденты;
• кредиторы, которые будут инвестировать в рынок земли под залог.
Что должно для этих участников рынка сделать государство? Во-первых, обеспечить правомерную смену землевладельцев и землепользователей. Дать эффективные, действенные инструменты для восстановления неправомерно нарушенного права собственности. Во-вторых, предоставить равные финансовые условия участникам рынка земли: как мелким аграриям, так и агрохолдингам, нерезиденам. В-третьих, гарантировать территориальную целостность и безопасность территорий, в условиях инвестирования в рынок земли.
Можно ли считать, что собственность аграриев сегодня защищена и мы спокойно, свободно входим в оборот земель сельскохозяйственного назначения? Нет
Говорят, что "эпоху рейдерства в Украине преодолели". Можно ли считать, что собственность аграриев сегодня защищена и мы спокойно, свободно входим в оборот земель сельскохозяйственного назначения? Нет. Вернемся к истории. Украину наиболее активно "качало" волнами рейдерства в 2016-2017-м. Когда провели так называемую реформу регистрации и на рынок услуг вывели регистраторов, которые были работниками коммунальных предприятий и их филиалов. Тогда начали активно использовать термин "черный регистратор", имея на это основания.
2019-го новая команда Министерства юстиции отменила аккредитацию коммунальных предприятия, их филиалов и работников-регистраторов. Казалось бы, мы избавились от черных регистраторов и рейдерство было остановлено. Тем более, в Министерстве юстиции говорили о том, что "95% неправомерных регистрационных действий приходилось именно на филиалы коммунальных предприятий и на сами коммунальные предприятия".
Но есть статистика, которую предоставляют открытые источники. Она касается зарегистрированных уголовных производств, что связывают с рейдерством. После 2019 года, когда с рынка были выведены так называемые "черные регистраторы", случаи захвата бизнеса все равно растут.
После 2019 года, когда с рынка были выведены так называемые "черные регистраторы", случаи захвата бизнеса все равно растут
Надо понимать, что мы заходим в рынок земли и приглашаем инвесторов в агросферу, другие направления экономики, а не гарантируя им защиты и оперативного, эффективного восстановления нарушенных прав. Остаются существенные пробелы в законодательстве.
Бывает, что законодатель инициирует, казалось бы, правильные идеи, но упускает детали, которые становятся корнем зла. Например, в Верховной Раде есть законопроект № 3774 "О внесении изменений в некоторые законы Украины относительно усовершенствования механизма противодействия рейдерству". Он уже готовится ко второму чтению. Предлагаются хорошие нормы, но есть несколько важных позиций, которые настораживают. Одна из них о том, что государственный регистратор при регистрации права собственности может не хранить бумажный вариант регистрационной дела. Мы идем в диджитализацию, "государство в смартфоне" - это все прекрасно и замечательно, но не точно. Есть печальная практическая сторона отсутствия бумажной версии регистрационного дела. С этим часто сталкиваются адвокаты, следствие, суды тогда, когда идет процесс восстановления нарушенных прав собственности.
В большинстве случаев необходимо иметь документ, на основании которого осуществлено неправомерное регистрационное действие. Это нужно, например, для проведения экспертиз и тому подобное. А захотят ли лица, которые подделали документ, подписи на нем, украли собственность, предоставить по доброй воле и беспрепятственно такие документы в необходимые инстанции? Нет! Единственная возможность взять оригинал документа - получить в архиве регистратора.
Единственная возможность взять оригинал документа - получить в архиве регистратора
Приняв такую норму - законодатель связывает руки следствию. А потом будем жаловаться на правоохранительные органы, считать их неэффективными.
Поэтому в первую очередь необходимо разработать и реализовать полноценную программу защиты собственности. Сегодня мы наблюдаем точечные изменения в законодательство, регистрационную деятельность. А целого комплексного видения государства - нет. Также необходимо внедрить государственную программу просветительской деятельности. И защитить территорию и границы Украины.
Ольга Матвеева, для Gazeta.ua
Комментарии