В разговоре Байдена и Путина об Украине каждый остался при своем мнении
Об итогах женевских дискуссий и президентских монологов
Непосредственно накануне американо-российского саммита в Женеве в медиа хватало самых разных прогнозов. Главной темой многочисленных публикаций была именно оценка мотивации президента США Байдена, который инициировал эту встречу на высшем уровне и предлагал провести ее уже этим летом в третьей стране.
Необходимо признать, что внешнеполитической команде нового хозяина Белого дома потребовалось практически полгода, чтобы сформулировать предложения для обсуждения с Кремлем. Вероятно, сложность этого процесса обусловливало наличие сложных многосторонних тем, в частности, ядерной программы Ирана, ракетно-ядерных амбиций КНДР, вывод американских войск из Афганистана.
Можно предположить, что администрация Байдена, как и любая другая американская администрация, хотела бы снизить градус двусторонней конфронтации и попытаться наладить хоть какой-то конструктивный диалог с Россией. Правда, впоследствии все эти добрые намерения официального Вашингтона, как правило, разбиваются о какую-то провокацию Москвы и в некоторых случаях заканчиваются очередным скандалом с высылкой шпионов под дипломатическим прикрытием.
Очевидным было желание новой американской администрации достичь договоренностей об установлении с Россией определенных "правил игры" на международной арене
Однако, очевидным было желание этой администрации достичь договоренностей об установлении с Россией определенных "правил игры" на международной арене. В то же время, трудно отделаться от впечатления, что в американском внешнеполитическом курсе пока возникает определенный диссонанс: Белый дом хотел бы иметь с Кремлем предсказуемые отношения и, пожалуй, готов сам предложить их в качестве некоего аванса, а Москва еще не так давно явно опасалась малопредсказуемого Трампа и сегодня не таясь вздыхает с облегчением и надеется на выгодную для себя сделку по широкому кругу вопросов.
При этом, анализ имеющейся информации дал основания считать, что в ходе встречи в Женеве российская сторона сделала акценты на таких вопросах:
- заключить новый или продлить действующий контракт между Соединенными Штатами Америки и Российской Федерацией о мерах по дальнейшему сокращению и ограничению стратегических наступательных вооружений, также известный как Договор СНВ-III, конечно же на выгодных для себя условиях (США и РФ договорились продлить срок действия этого договора до 4 февраля 2026 года). В процессе этих переговоров Россия хотела бы непременно попробовать каким-то образом остановить или как минимум существенно затормозить разработку новых видов американских вооружений - все это сегодня в Москве громко называют "запуском двустороннего стратегического диалога".
Кремль хотел получить гарантии неразмещении американских ракет наземного базирования вблизи российских границ
- установить мораторий на развертывание в Европе ранее запрещенных Договором РСМД ракет средней и меньшей дальности. То есть, по сути получить гарантии неразмещении американских ракет наземного базирования вблизи российских границ и хотя бы так попробовать немного снизить уязвимость своих жизненно важных центров.
- Под предлогом "урегулирования региональных конфликтов" в Кремле не оставляли идею озвучить Белому дому свои так называемые "красные линии", то есть заставить Соединенные Штаты "отказаться от ведения диалога исключительно с позиции претензии на гегемонию в мировых делах" и тем самым де-факто получить карт-бланш на свободу рук для действий в тех регионах, которые в России до сих пор называют "бывшими советскими республиками".
- предложить какое-то сотрудничество по безопасности в киберсфере. Также предполагалось вовлечь США в обмен мнениями по противодействию изменениям климата и диалог по борьбе с пандемией коронавируса. В Москве также явно хотели договориться о взаимном снятии ограничений с работы дипломатических миссий и об обмене заключенными.
- Ну и наконец, Белому дому хотели указать на недопустимость "вмешательства во внутренние дела России", что означало прекращение критики Соединенных Штатов по соблюдению прав человека, свободы СМИ, религии, т.е. безоговорочно выполнять то, что сегодняшняя РФ обязалась делать еще будучи СССР, приняв Всеобщую декларацию прав человека 1948 года.
Накануне встречи в Женеве к политическому давлению на администрацию Байдена с целью продвижения российского международного порядка активно подключились различные лоббисты. А непосредственно перед саммитом группа демократов-прогрессистов из Конгресса США прямо призвал американского президента взаимодействовать с Путиным по целому ряду вопросов, в которых США и Россия могут работать вместе, чтобы снизить напряжение в спорных областях и координировать усилия в сферах, имеющих глобальное значение.
Однако, предложение Кремля о моратории на развертывание в Европе ракет средней и меньшей дальности было весьма критически оценено еще накануне встречи в Женеве, а именно - на недавнем саммите НАТО в Брюсселе. В частности, в пункте 46 заключительного коммюнике Альянса данное российское предложение было охарактеризовано, как противоречащее ее же собственным односторонним действиям по наращиванию вооружений на европейском континенте, и однозначно названр неприемлемым.
Достигнутые в Женеве договоренности выглядят более чем скромными
Достигнутые договоренности в Женеве пока выглядят более чем скромными, а формулировки пресс-сообщений - весьма обтекаемыми. Характерным признаком отсутствия существенных результатов является проведение президентами США и РФ отдельных встреч с прессой. Пожалуй, практически единственным, о чем удалось предметно договориться - это о начале уже в ближайшем будущем диалога по стратегической стабильности, по которой было принято единое и отдельное Совместное заявление.
Судя по имеющейся информации, тон разговора об Украине был очень далек от конструктивного - каждый остался при своем мнении. Однако, российский президент не упустил возможности прочитать миру лекцию о своем видении Минских соглашений и проблематике международного морского права.
Очевидно, Киеву теперь следует действовать особенно рассудительно и учитывать быстрые изменения в мировом порядке.
Как дальше будут развиваться американо-российские отношения, предусмотреть трудно. Весьма вероятно, что диалог по стратегической стабильности действительно начнется, хотя и здесь позиции сторон пока существенно отличаются. Нельзя исключить и того, что Кремль устроит очередную провокацию и события пойдут по уже привычному сценарию взаимных обвинений и репрессалий. Тем более, что анти-американизм давно стал неотъемлемой частью российской политической культуры.
Американский военный и разведывательный истеблишмент явно готовится к длительной конфронтации
В то же время, и в серьезных вашингтонских политических и экспертных кругах сегодня очень многие перестали считать путинскую Россию действительно надежным контрагентом, а американский военный и разведывательный истеблишмент явно готовится к длительной конфронтации.
Олег Белоколос, для Gazeta.ua
Комментарии