Украинцы были создателями и могильщиками конституции Речи Посполитой

Крестьян называли самым большим богатством страны

3 мая президент Украины Владимир Зеленский во время рабочего визита в Варшаву принял участие в торжествах по случаю 230-й годовщины Конституции Речи Посполитой. Кроме него, в торжествах участвовали президенты Польши, Эстонии, Литвы и Латвии. Они подписали совместную декларацию. Имела ли эта Конституция отношение к Украине и украинцам. Имела. И еще какое. К сожалению, у нас об этом мало знают.

После первого раздела Речи Посполитой в 1772 году многие представители политической элиты этого государства понимали, что необходимо спасать ситуацию. Актуальными были реформы, которые бы усовершенствовали систему государственного управления, сделали ее более эффективной, - пишет Петр Кралюк для "Радио Свобода".

Очередной попыткой реформ в стране стала работа Четырехлетнего сейма, работавшего в 1788-1792 годах. Прогрессивно настроенные польские деятели, в том числе и король Станислав-Август Понятовский, считали, что это хорошее время для проведения. Ведь соседние с Речью Посполитой государства имели тогда другие проблемы. В 1787 году Россия и Австрия начали войну с Турцией. Впоследствии против России выступила Швеция. В Европе же возникла антироссийская коалиция в составе Пруссии, Англии и Голландии.

Екатерина II писала: "Нужно отложить все личные намерения короля и его министров, сохранив такой государственный строй, который сейчас есть, потому что для России нет ни необходимости, ни пользы, чтобы Польша стала дееспособной"

В такой ситуации России было не до польских дел. Хотя императрица Екатерина II и ее двор пытались держать в своем поле зрения ситуацию в Речи Посполитой и, по возможности, сдерживать реформы. В одном из частных писем Екатерина II писала: "Нужно отложить все личные намерения короля и его министров, сохранив такой государственный строй, который сейчас есть, потому что для России нет ни необходимости, ни пользы, чтобы Польша стала дееспособной".

Одним из главных реформаторских действий Четырехлетнего сейма стало принятие 3 мая 1791 Конституции. Этот процесс происходил непросто. Сторонники реформ на сейме не имели подавляющего большинства. Поэтому им пришлось пойти на определенные хитрости. Так, заседание сейма, когда приняли этот документ, произошло сразу после Пасхальных праздников.

Назначив такую ​​дату, король и реформаторы предупредили письменно своих сторонников, чтобы они прибыли на заседание. Одновременно был расчет, что противники реформ, которых было немало среди сенаторов, на заседание сейма не приедут. Собственно, так и произошло. Правда, на заседании, на котором принималась Конституция, было только 185 послов и сенаторов - меньше половины состава.

Более шести часов продолжались дебаты, во время которых трижды выступал король

Принятие Конституции происходило бурно. Более шести часов продолжались дебаты, во время которых трижды выступал король, настаивая на принятии этого документа. В конце концов, он и участники сейма принесли присягу на верность Конституции. Голосования же за этот документ не было. Все это вместе взятое вызвало вопрос о законности принятия Конституции 3 мая.

Принятая Конституция официально называлась Ustawa rząndоwa. Это можно перевести как "закон о власти" или "закон об управлении", наконец - как "основной закон". Действительно, этот документ выступает как основной закон, "закон над законами". В нем говорится, что все законодательные акты, которые ему противоречат, отменяются.

Конституцией 3 мая пыталась сделать управление государством управляемым. В частности, ликвидировалось печально известное liberum veto. Сейм же оставался важнейшим политическим институтом государства. "Благосостояние народа зависит от справедливых законов, результат - от их выполнения", - говорилось в Конституции. То есть подразумевалось, что сейм принимает "справедливые законы", а исполнительная власть будет воплощать их в жизнь. Соответственно, основной закон Ustawa rząndоwa укреплял исполнительную власть и позиции короля.

Переход из католицизма в какую-то другую религию Конституцией запрещался

Первая статья Конституции называлась "Господствующая религия". Такой провозглашался римо-католицизм. Это была религия не только преобладающей части населения, но и господствующей элиты. Переход из католицизма в какую-то другую религию Конституцией запрещался. И все же в стране значительная часть населения была некатолической. На территории Украины и Белоруссии были распространены униатство и православие. Также в отдельных регионах Речи Посполитой сохраняли определенные позиции протестанты.

Эти реалии пришлось учитывать создателям Конституции. В ней, в частности, отмечалось: "всем людям любых других вероисповеданий мы подтверждаем и гарантируем свободу веры, правительственную опеку и свободу в проведении обрядов". Другой вопрос, насколько действенными были эти гарантии. В целом же Конституция имела целью закрепить и усилить позиции римо-католицизма, который становился государственной религией. Это не могло нравиться украинцам идентичность которых часто определялась принадлежностью к православной или греко-католической церкви.

Большое внимание в Конституции 3 мая уделялось социальным сословиям - шляхте, мещанству и крестьянству.

Наибольшие права имела шляхта. Она составляла около десяти процентов населения Речи Посполитой. Именно шляхтичи были основной силой, определявшей политическую жизнь в стране. Определенные права получили и мещане. Они также приобщались к государственному управлению, имели возможность отправлять в сейм своих послов. Хотя роль последних была ограниченной.

Наибольшие права имела шляхта. Она составляла около десяти процентов населения Речи Посполитой

В Конституции находим немало хороших слов в адрес крестьян. В частности, там говорилось: "Народ крестьянский является источником величайших богатств страны составляет самую многочисленную часть народа и является наиболее действенной силой". И все же Конституция оставляла статус-кво, сохраняя подчинения крестьян помещикам. То есть крестьяне не наделялись политическими правами и не принимали участия в управлении государством. Правда, отмечалось, что они принимаются "под опеку права и национального правительства".

В Конституции 3 мая нашли воплощение распространенные в эпоху Просвещения идеи народного суверенитета и разделения властей на законодательную, исполнительную и судебную. В частности, в ней говорилось: "Любая власть в человеческом обществе начинается с воли народа". Другой вопрос, что понималось под народом. Для авторов Конституции - это была лишь часть общества, которая включала духовенство, шляхтичей-землевладельцев и состоятельных горожан. О крестьянах, наиболее многочисленной части населения, речь не шла вообще. Женщины же, даже если они принадлежали к элитарным слоям, избирательными правом не наделялись и политических прав не имели. Однако подобное понимание "политического народа" было распространено в тогдашней Европе и Северной Америке.

Ustawa rząndоwa превращала Речь Посполитую в наследственную конституционную монархию. Соответственно, устанавливался династический принцип наследования. Польскими королями должны были стать представители саксонской династии. Всецело в Конституции 3 мая королевской власти уделено немало внимания. Король становился главой исполнительной власти. Подобная модель управления была в тогдашней Англии.

Конституция 3 мая считается второй, после Конституции Соединенных Штатов Америки в мире и первой конституцией, принятой в Европе

Конституция 3 мая считается второй, после Конституции Соединенных Штатов Америки в мире и первой конституцией, принятой в Европе. Она является предметом национальной гордости поляков. А 3 мая отмечается в Польше как национальный праздник. Действительно, этот документ можно считать "польской Конституцией". Она имела целью централизовать и унифицировать Речь Посполитую под маркой полонизации. Ее обыватели должны были стать поляками - как в смысле политическом, так и культурном.

Эта Конституция ликвидировала автономию Великого княжества Литовского, а также элементы автономии других регионов. Поэтому неудивительно, что она вызвала сопротивление не только консервативно настроенной шляхты, пророссийских коллаборационистов, но и "сопротивление региональное". Одним из главных центров этого "регионального сопротивления" стали украинские земли.

Можно утверждать, что в Конституции 3 мая были антиукраинские аспекты. Во-первых, она реально нацеливала на окатоличивание и на полонизацию обывателей государства. В то время в Речи Посполитой католичество, как правило, отождествлялась с польскостью. Восточный же обряд определял идентичность украинцев. А этот обряд как раз и маргинализировала Конституция.

Во-вторых, украинское население на землях Правобережной Украины, которое входило в состав Речи Посполитой, в своем абсолютном большинстве было крестьянским. Украинская шляхта была полонизированной. Определенным образом касалось это и украинского мещанства. Итак, по Конституции 3 мая, украинцы, что почти полностью принадлежали к простолюдинам, не имели политических прав и не могли представлять свои интересы в органах власти.

Украинцы, что почти полностью принадлежали к простолюдинам, не имели политических прав и не могли представлять свои интересы в органах власти

Ustawa rząndоwa не успела проявить себя в полной мере. Она действовала лишь около года. К тому же ее реализация наталкивалась на сопротивление как внутри страны, так и извне. Отмены Конституции 3 мая откровенно требовала Россия. Ведь ей было нужно, чтобы в Речи Посполитой и дальше сохранялась политическая анархия.

Конституция 3 мая, понятно, имела отношение к Украине. В ее написании и принятии участвовали выходцы из украинских земель, люди, которых можно считать полонизированными русинами-украинцами.

Важную роль в создании Конституции 3 мая сыграл тогдашний польский король Станислав-Август Понятовский, который происходил из украинских этнических территорий. Также заметную роль в ее подготовке сыграл Гуго Коллонтай (1750-1812), родившийся в городке Великие Дедеркалы - теперь село Кременецкого района Тернопольской области.

Его предки принадлежали к волынской шляхте, которая изначально была православной, а затем - униатской. В частности, Коллонтай были среди спонсоров Почаевского Служебника 1735 года.

Однако сам Гуго Коллонтай, получив соответствующее воспитание в католических учебных заведениях и став католическим священником, принадлежал к "людям польской культуры", даже выступал за полонизации украинского населения.

"Полонизированные инородцы" нередко были "большими поляками", чем сами поляки

В целом, ничего удивительного в этом нет. "Полонизированные инородцы" нередко были "большими поляками", чем сами поляки. Коллонтай был одним из самых выдающихся польских мыслителей эпохи Просвещения, сыграл важную роль в реформировании Краковского университета, превращению его в светское учебное заведение высшего типа. Этот деятель также стал одним из организаторов Высшей Волынской гимназии - Кременецкого лицея, принадлежавшей к значительным ячейкам польской культуры на украинских землях.

Еще одним деятелем, который был причастен к появлению Конституции 3 мая, был Юлиан Урсин Немцевич (1757-1841), известный не только как политик, но и как писатель.

Родился он в полонизированной богатой дворянской семье в украинском селе Скоки у Бреста. Интересовался украинским фольклором, который нашел определенное отражение в его творчестве. Да, именно Немцевич едва ли не одним из первых начал использовать термин "думы" для обозначения своих поэтических произведений. Позже этот термин стали использовать Кондратий Рылеев, Тарас Шевченко, а также некоторые другие украинские авторы. Немцевич был автором резонансной политической комедии "Возвращение посла" (1791), в которой подверг критике благородных консерваторов, которые считали, что "лучше так есть, как было раньше". Немцевич был послом на Четырехлетнем сейме, где проявил себя как оратор и сторонник реформ.

Конституции 3 мая вызвала интерес у украинских культурных деятелей периода "национального возрождения". В "Книге бытия украинского народа", распространявшейся среди членов Кирилло-Мефодиевского братства, читаем следующее: "Лежит в могиле Украина, но не умерла. Потому что голос ее, голос, звал всю Славянщину на свободу и братство, разошелся по миру славянскому. И отозвался он, этот голос Украины, в Польше, когда 3 мая решили поляки, чтобы не было господ и все были равны в Речи Посполитой; а того хотела Украина за 120 лет до этого".

Лежит в могиле Украина, но не умерла. Потому что голос ее, голос, звал всю Славянщину на свободу и братство, разошелся по миру славянскому. И отозвался он, этот голос Украины, в Польше

Конечно, здесь есть романтическая идеализация Конституции 3 мая. Ustawa rząndоwa, как уже говорилось, не провозглашала равенство различных состояний.

Все это дает основания рассмотреть Конституцию 3 мая как юридический документ, который имел отношение к Украине.

В конце концов, на украинских землях началось движение за ликвидацию этой Конституции, связанное с созданием в городе Торговице - теперь село Кировоградской области, конфедерации в 1792 году. Среди ее участников было немало полонизированных украинских шляхтичей. Возглавили ее подольские магнаты Браницкие, Станислав Щасный Потоцкий и Северин Жевуский.

Торговицкая Конфедерация привела к дезорганизации общественной и политической жизни в Речи Посполитой, дав возможность России вмешаться в дела этого государства. Торговицкие конфедераты реально помогли российской власти. В 1793 году Россия вместе с Пруссией совершили второй раздел Речи Посполитой, который был утвержден сеймом, который проходил в Гродно в июне-ноябре 1793 года.

Депутаты этого законодательного собрания были запуганы или подкуплены. Поэтому они согласились со вторым делением своего государства. К Российской империи отошла значительная часть белорусских и украинских земель - 250 тыс. км кв. с населением около трех миллионов человек. Россиянам достались такие украинские просторы - Киевское, Брацлавское, Подольское воеводства, а также часть воеводства Волынского. Сейм распустил Торговицкую конфедерацию. Она уже сделала свое дело. Конечно, конфедераты не ожидали такого результата своей деятельности. Их руководители покинули Речь Посполитую и эмигрировали на Запад.

Copyright © 2021 RFE/RL, Inc. Перепечатывается с разрешения Радио Свободная Европа/Радио Свобода

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі