7 месяцев протестам в Беларуси. Как страны Балтии реагируют на действия Лукашенко
Кто на международной аренеявляется волком, а кто – осторожным зайцем
В начале 1990-х на обломках тлеющего бывшего Советского Союза популярными были анекдоты о якобы меланхоличных и неторопливых балтийцах. Чувствуя зависть и фантомные боли, кагэбистская дезинформация умышленно использовала сатиру против литовцев, латышей и эстонцев. В одном из таких анекдотов речь шла об отце, который вместе с двумя сыновьями ехал на подводе через густой лес. И вот вдруг перед ними промелькнула и быстро исчезла неизвестная фигура. Через час первый сын с характерным балтийским акцентом говорит: "Это наверняка был заяц". Второй сын через два часа возражает ему: "Да нет, это был волк!" Прошло уже три часа, и их отец говорит обоим: "Ну, хватит спорить вам, горячие прибалтийские парни".
Протесты против режима Лукашенко, которые, кстати, до сих пор продолжаются уже в течение семи месяцев, показали, кто на международной арене на самом деле является волком, а кто — осторожным зайцем, - пишет Максим Кияк для издания "День".
Так, президент Эстонии Керсти Кальюлайд почти сразу после начала крова-вого подавления протестов в Беларуси намекнула представителям режима о том, что "Гаага не так уж и далеко", а ее литовский коллега Гитанас Науседа первым среди мировых лидеров заявил о нелегитимности Александра Лукашенко. Странам Балтии удалось совместно продемонстрировать решимость в противостоянии с режимом Лукашенко еще до санкций против него со стороны Европейского Союза. Как и задолго до консультаций о консультациях относительно очередных консультаций со стороны МИД Украины по выработке хоть какой-то позиции относительно Беларуси. Да и, наконец, еще до того, как Эммануэль Макрон таки встретился с представительницей белорусской оппозиции Светланой Тихановской, а Ангела Меркель похожую встречу только запланировала.
Странам Балтии удалось совместно продемонстрировать решимость в противостоянии с режимом Лукашенко еще до санкций против него со стороны Европейского Союза
"Сегодня мы создали историю", — такими были первые слова спикера эстонского парламента Хенна Пиллуаасаи, когда местные депутаты единогласно приняли заявление "В поддержку демократии и гражданского общества Беларуси". Это лишь частный, однако красноречивый пример поддержки Беларуси со стороны балтийских государств, которым, по словам Александра Лукашенко, Запад "дал команду "фас".
Ощутимый вклад в то, чтобы белорусский вопрос находился на международной повестке дня, осуществила Литва. В частности, президентом Гитанасом Науседой было решено выдвинуть Светлану Тихановскую на Нобелевскую премию мира. Между тем уже бывший министр иностранных дел Литвы Линас Линкявичюс призвал Европейский Союз к конкретным действиям против режима Лукашенко вместо фирменного "глубокого беспокойства".
Квинтэссенцией совместной борьбы Латвии, Эстонии и Литвы стало введение персональных санкций по отношению к трем десяткам белорусских чиновников, включая самого "бацька". Позже перечень личностей был расширен до 101 "лукашенковца", ответственных за подавление мирных протестов. Примечательно, что перед введением санкций правительства трех балтийских государств предлагали Минску пространство для диалога. Для этого планировалась поездка трех премьер-министров и трех министров иностранных дел этих государств в Беларусь. Более того, литовским президентом Науседой был подготовлен и предложен поэтапный план выхода из кризиса в этой стране. Однако официальный Минск отказался идти навстречу, подтолкнув тем самым к санкционным ограничениям.
С начала протестов подход руководства балтийских государств к событиям в Беларуси предусматривал принцип отделения граждан от их власти. Поэтому даже логика санкций была обусловлена желанием не только ранить режим Лукашенко, но и не нанести вред самим белорусам. Примечательно, что во время акции солидарности с белорусами в балтийских городах часто присутствовали представители власти и даже самые высокие лица государства.
Латвией и Литвой до сих пор оказывается медицинская и психологическая помощь жертвам репрессий, а литовские университеты предложили возможность бесплатного обучения белорусской молодежи
Почти сразу после начала протестов Литва заявила о готовности предоставить политическое убе-жище тем гражданам Беларуси, которые подвергаются преследованиям. Латвией и Литвой до сих пор оказывается медицинская и психологическая помощь жертвам репрессий, а литовские университеты предложили возможность бесплатного обучения белорусской молодежи. Балтийские государства открыли свои двери также белорусским работникам с IT-сектора как одному из локомотивов протестного движения. Особенно "охотились" на них Литва и Латвия, которые испытывают недостаток таких специалистов у себя.
На днях министр иностранных дел Литвы Габриелис Ландсбергис уже заявил о том, что скорее ад замерзнет, чем его страна свернет с пути и оставит белорусов. Сомневаться в его словах вряд ли стоит, ведь государства Балтии, словно те спецназовцы ЕС, на примере протестов в Беларуси уже продемонстрировали урок мужества в международной политике и подтвердили их решимость в борьбе с предпоследним диктатором Европы, которая продолжается дальше.
Комментарии