Прогресс вокруг Донбасса возможен при двух условиях
Приход новой американской администрации может создать для нас новые шансы и возможности в измерении деоккупации
Год после "нормандского саммита" в Париже не приблизил нас к деоккупации Донбасса. Весь процесс переговоров и консультаций превратился в смесь стагнации и имитации. Шаги "навстречу" России не работают, а шаги вне четкой стратегии работают скорее на Россию - у нее появляется возможность ими манипулировать и обвинять нас в непоследовательности. Хрупкое прекращение огня является важным, но держится, поскольку тактически выгодно Кремлю и позволяет ему толкать свой сценарий политических шагов на фоне "вроде улучшения безопасности". Для нас это возможность спасти жизни наших солдат, для России - средство для достижения своих целей и в любой момент она может изменить его на другие.
Тактическое согласие на так называемую "формулу Штайнмайера", которая сделала проведение Парижского саммита возможным, привела к стратегической ловушке, позволив Кремлю блокировать наше видение последовательности шагов урегулирования и гарантий их выполнения и в конце концов - просто блокировать дальнейшие контакты высокого уровня со ссылкой на невыполнение договоренностей саммита.
Для Путина переговоры по Донбассу вообще не о Донбассе, а о сохранении или потери имперско-советского статуса
В Кремле никак не изменили своей позиции по Донбассу, она условно звучит "наши условия за ваши деньги", то есть полный контроль над Донбассом и через него над нами, над Украиной, да еще и финансирование нами разрушенного российской агрессией Донбасса. Для Путина переговоры по Донбассу вообще не о Донбассе, а о сохранении или потери имперско-советского статуса и именно об этом он готовится торговаться с будущей американской администрацией Джозефа Байдена. Основные игроки могут позволить себе ждать новую администрацию США, они почти не скрывают, что сдвиги возможны только после формирования Вашингтоном своей позиции. Нам бы тоже не помешало довести до наших друзей спектр наших стратегий и главное как и при каких условиях мы их способны реализовать. Второе на самом деле является ключевым вопросом. Можно бесконечно вести дискуссию об изменении плана "А" на план "Б", но она лишена смысла, если украинцы не понимают ни что такое первый, ни что такое второй. Помните, в "Алисе в стране чудес" - на вопрос, куда идти отвечают, а куда ты хочешь прийти? В нашем случае все еще сложнее, нужно добавить, а куда мы способны прийти.
Позволить себе просто ждать мы не можем - речь идет о нас и именно мы должны иметь проактивную позицию. Очевидно, что компромиссные решения будут эмоционально невероятно болезненными для части общества и вероятно политически самоубийственными для тех, кто будет их принимать и реализовывать. Именно поэтому прогресс в ситуации вокруг Донбасса возможен при двух условиях: единства всех проукраинских сил и честного диалога власти и общества. Без этого любые, даже "магические", планы не имеют шансов на реализацию, они не укрепят, а наоборот ослабят Украинскую государственность. Нечего и говорить, что ни первого, ни второго у нас нет и, что более существенно, нет никаких стремлений их достичь. Это хорошо понимают как наши партнеры, так и наш враг.
Имеем сильную позицию в переговорах с РФ только, когда ведем их вместе с США и ЕС
Так же нужно наконец признать, что мы имеем сильную позицию в переговорах с РФ только, когда ведем их вместе с США и ЕС. Никаких положительных для нас решений в двустороннем формате достичь невозможно, ведь Донбасс стал внутриполитическим фактором внутри РФ - ее президент не может при любых условиях позволить себе выглядеть слабым в глазах националистической части российского общества. Именно поэтому решение "передать" рассмотрение политических вопросов на уровень Трехсторонней контактной группы играет на РФ и на ее линию о "гражданском" конфликте в Украине. Логика и последовательность политического урегулирования должны обсуждаться исключительно с РФ и исключительно в международных форматах. Так же очевидно, что продвижение вперед без международного компонента, например в составе международной администрации, военных наблюдателей и полицейского миссии, возможно, но на сегодня маловероятно, это касается и последующих процессов экономического возрождения.
Приход новой американской администрации может создать для нас новые шансы и возможности в измерении деоккупации. Не использовать их скорее всего будет означать временную заморозку с возможностью для России пойти на эскалацию, когда ей это будет выгодно. Создавать последовательность провокаций в РФ "хорошо" научились. Но опять должен повторить - реализовать этот шанс возможно только в случае наличия у нас стратегии и политической воли для ее выполнения, единства проукраинских сил и настоящего диалога с украинским обществом. Люди выбирают власть, ожидая сильного лидерства, и это время, чтобы его показать.
Комментарии