У Москвы возникли трудности с финансированием оборонки
Чего на самом деле боится Кремль?
Сегодня практически ни одна публикация на российскую тематику не обходится без упоминания о недавнем конституционном референдуме и попыток анализа дальнейшей эволюции РФ. Впрочем, подавляющее большинство оценок или грешат легкомыслием, или основываются на данных, которыми сама же Москва научилась ловко манипулировать.
Что же означает референдум? Очевидно, российская верхушка выбрала путь на дальнейшее укрепление существующей властной конструкции, что будет означать усиление репрессивного аппарата и ограничений прав и свобод.
Сегодняшнее положение страны очень напоминает ход событий накануне революции 1905-1907 годов. Наблюдается рост внутреннего напряжения, что было обусловлено самой природой власти и внутренним устройством царизма, распад которого усилился в связи с социально-экономическим кризисом в Российской империи в начале ХХ столетия.
Впрочем, россияне в своей массе пока довольны системой государственного патернализма и будут терпеть власть, пока им всерьез не придется финансировать ее из собственного кармана или Кремль не сделает серозную ошибку.
Эти латентные протестные настроения со временем будут усиливаться при увеличении примеров низкой компетенции государственной бюрократии, которая полагается прежде всего на сохранение мирового спроса на российское сырье. Именно в этой сырьевой модели российский истеблишмент видит для себя "спокойную гавань" обеспечения стабильности в кризисные времена. Конечно, на этом фоне любые кардинальные реформы выглядят маловероятными.
Между тем, как и во времена СССР, Россия продолжает тратить огромные средства на свои зарубежные авантюры, что скорее всего закончится тем, чем закончилось такое расточительство для Советского Союза. Более того, выглядит так, что своими безответственными и агрессивными действиями Россия может поставить мир на грань кибервойны.
На фоне пандемии и падения спроса на нефть и газ, Москва пытается продать свой другой обычный товар внешнего потребления - "добрые и взаимовыгодные отношения с Россией"
На фоне пандемии коронавируса и значительного падения спроса на традиционные товары российского экспорта - нефть и газ, Москва пытается выгодно продать свой другой обычный товар внешнего потребления - так называемые "добрые и взаимовыгодные отношения с Россией". Удивительно, что на Западе и сегодня находятся желающие покупать этот товар.
Роль международных санкций
Сейчас санкции усматриваются Москвой как оскорбление для такой великой державы, которой россияне видят свою страну, подтверждением чего является введение Кремлем так называемых "контр-санкций". Борьба против санкций является одним из приоритетных направлений деятельности внешней политики Москвы. Более того, есть основания полагать, что усилия по отмене антироссийских санкций является одним из критериев оценки деятельности загранучреждений РФ в мире.
При этом, санкции вряд ли могут кардинальным образом повлиять на политику Кремля. Ведь в последние годы в России фактически стали функционировать две экономики. Первая - экономика круга лиц, приближенных к власти. Вторая - рядовых россиян.
При сохранении сегодняшнего курса Россия потеряет позицию равноправного партнера Китая
Опасность для России в другом: при сохранении сегодняшнего курса Россия в перспективе может потерять позицию равноправного партнера Китая, то есть попасть в зависимость от Поднебесной. Это в России явно понимают, но мало что могут сделать.
Одним из инструментов обеспечения безопасности от внешних санкций являются попытки вытеснения иностранных информационных технологий (и компаний) с рынка так называемой "критической инфраструктуры", к которой в России относят органы государственной власти, государственные банки, оборонные предприятия, топливный комплекс, ядерную энергетику. Запрет же на ввоз из-за границы некоторых видов продукции вызывает иронию даже в самих россиян, а так называемое "импортозамещения" фактически провалено. Еще одной существенной проблемой в этом контексте является традиционно низкая в России культура производства.
Между тем российский экспорт остается в основном сырьевым (в течение 2010-2019 годов частица не сырьевого увеличилась лишь на 6% - с 47% до 53%), а большие, широко анонсированные зарубежные проекты, осуществляются прежде всего за счет экспортного кредитования, которое во многих случаях является малоэффективным. Внешняя финансовая политика политизирована и малоприбыльна: достаточно отметить, что среди крупнейших российских должников считаются Беларусь и Венесуэла. Сегодняшними партнерами Москвы в сфере экспорта вооружений в основном также выступают страны с небольшими финансовыми возможностями, часто предлагающие бартер вместо "живых" денег.
Международные санкции затрудняют деятельность России на отдельных направлениях и проектах (например самолет МС-21 или добыча углеводов) и делают ее более затратной. Похоже, там просто не понимают, что в XXI веке возвращение к автаркии 1930-х-50-х годов - невозможно. Санкции также отпугивают или существенно затрудняют деятельность частного капитала в России. Между тем, по заключению незаангажированных российских экономистов, без участия частного, в том числе иностранного капитала, России не удастся достичь поставленных социально-экономических целей (так называемые "нацпроекты"). Более того, по некоторым данным, трудности возникли даже в сфере финансирования оборонных расходов. Не готов финансировать российскую экономику и национальный капитал, в том числе 71% тамошних предпринимателей считают условия ведения бизнеса неблагоприятными, а 51% - что будет только хуже.
Так чего же на самом деле боится Кремль?
Особенно опасается Кремль отставания в области искусственного интеллекта
Тщательный анализ имеющейся информации позволяет констатировать, что самой большой проблемой для России (как ее видят в Кремле) является именно вероятность научно-технического отставания от других стран в ряде критически важных сфер - информационной, инфраструктурной, высокотехнологичной. Особенно опасается Кремль отставания в области искусственного интеллекта, являющейся сегодня одним из наиболее перспективных направлений современных технологий, в том числе и военного характера.
Остальное в принципе не имеет сегодня для российской власти особого значения, ведь в истории России не раз наблюдалось, когда более или менее мощная армия существовала параллельно с фактически нищенски-рабским состоянием населения. Самая мощная и большая армия является средством поддержания государственного престижа и снаружи, и внутри страны.
Именно поэтому опасность отстать от развитого мира в сфере современных вооружений очевидно усматривается Кремлем наибольшей угрозой суверенитета, так как он понимается в современной России.
Олег Белоколос, для Gazeta.ua
Комментарии