Украинский сериал продали пропагандистскому каналу "Россия-1"
Теперь Украина сотрудничает с РФ не через черный ход, а широко открытые двери
Украина продает в России крепостных. Именно так можно обыграть новость о появлении в эфире канала "Россия-1" телевизионного сериала украинского производства "Крепостная". Лично для меня эта новость имеет дополнительную смысловую нагрузку. Действие ленты происходит не просто в Черниговской губернии, а в моем родном Нежине образца второй половины XIX века, - пишет Андрей Кокотюха для "112 Украина".
Как журналист, автор книг и сценариев я всегда был сторонником локализации. Для примера беру не только западные, а вообще все художественные произведения, созданные за пределами Украины. Даже российские создатели вспоминают названия своих городов и регионов, не говоря уже про Америку, Европу, Азию и Австралию. Ну что же, теперь российские граждане будут знать об украинском Нежине не только по названию одноименных маринованных огурцов-корнишонов.
Но продажа успешного в Украине исторического сериала для показа в Россию – прецедент в наше время значительно больший, чем возможность для россиян расширить свои знания украинской географии. Суть прецедента в том, что имеем едва ли не первый случай за годы открытого украино-российского политического, экономического, военного и мировоззренческого противостояния, когда культурный продукт, созданный в Украине, продается в Россию открыто.
Имеем едва ли не первый случай за годы открытого украино-российского политического, экономического, военного и мировоззренческого противостояния, когда культурный продукт, созданный в Украине, продается в Россию открыто
И даже оправдывается продавцами. Мол, ранее "Крепостную" как успешный продукт купили Польша, Литва и шесть Балканских стран. Не важно, что упомянутые государства на Украину не нападали и не виноваты в гибели более десяти тысяч украинцев. Пусть Россия получает украинский культурный продукт. Видит его качество. С этого начинается "культурная дипломатия".
Подобные попытки объяснить культурно-экономические отношения с врагом напомнили другой, советский прецедент 60-летней давности. Когда в 1958 году 27-летнего американского пианиста Уэйна Клайберна, упрощенного в СССР до Уана Клиберна, личным негласным решением тогдашнего генсека Никиты Хрущева сделали победителем Международного конкурса имени Чайковского. Тогда конкурс проходил в Москве, и награждение американца на пике холодной войны с Америкой считалось хорошим ходом. Америка хоть главный враг, но должна видеть, как СССР ставит культуру и таланты выше политики.
От самого начала "Крепостную" готовили на продажу в Россию
"Крепостная" стала элементом запущенного со сменой власти механизма постепенного возобновления сотрудничества с Россией в сферах культуры и шоу-бизнеса. Сериал активно, даже агрессивно рекламировался в публичном пространстве, включительно с киевским метрополитеном. И внимательные граждане уже тогда обращали внимание на эту рекламу и писали о ней в соцсетях. Дело в особенностях перевода. Слово "крепостная" даже русско-украинские словари, упорядоченные и изданные в советское время, переводит как "кріпачка". Даже далеким от филологии несложно догадаться: в оригинале сериал сразу имел исконно русское название. И калькированное, неправильное, неловкое "крепостная" - стопроцентная калька с русского. Стоит сказать, что крепостное право было насажено на украинские земли там, где они входили в состав Российской империи. А большинство помещиков-крепостников были русскими дворянями. И приходит понимание: от самого начала "Крепостную" готовили на продажу в Россию. Вводя историю в исконно российский контекст.
Есть подозрение – плодотворное киносериальное сотрудничество в дальнейшем уже не будет скрываться, а станет частью украинской государственной политики
До этого случая созданные в Украине сериалы продавали в Россию уже два года. Но процесс не афишировали. Привлекая к съемкам российского актера или актрису, которых нет в базе "Миротворца", или – российского режиссера, готовый продукт тихонько сплавляли на нишевые российские каналы вроде "Домашнего". Наличие хотя бы одного россиянина делало продукт рентабельным и позволяло продать "за поребрик", чтобы окупить производство. "Крепостную" же показывают на "России-1", который даже у себя дома считают пропагандистским. Это уже сотрудничество не через черный ход или калитку – широко открытые парадные двери. Есть подозрение – плодотворное киносериальное сотрудничество в дальнейшем уже не будет скрываться, а станет частью украинской государственной политики. Недаром же автором сериала является StarLightMedia олигарха Виктора Пинчука, где ранее работал нынешний министр культуры Владимир Бородянский.