В Украине зарождается эластичная диктатура
Зеленский не ломает через колено – он обнимает. Не разгоняются майданы, а растворяется в них
Запрос на диктатуру возникает тогда, когда национальные элиты проваливают свою миссию. Когда пастухи предпочитают только стричь скот, забывая выгонять его на пастбище, кормить, поить, лечить и защищать. Если такое состояние длится достаточно долго, овцам в конце концов приходит в голову пригласить "санитара леса" наказать пастухов. Правление хищника завершается для овец обычно плачевно, но пока он перегрызает горло не баранам, а пастуху, стаде обычно нравится.
Первое, что узурпирует диктатор, - это право говорить от имени "простого народа". Классическая конфигурация диктатуры: народные массы во главе с харизматичным лидером против надоевшего коррумпированного истеблишмента. Если лидер достаточно харизматичный и самоотверженный, а элиты - достаточно скомпрометированы в народных глазах, их шансы в противостоянии с потенциальным диктатором минимальные.
Первое, что узурпирует диктатор, - это право говорить от имени "простого народа"
Эта схема прекрасно описывает ситуацию в Украине в начале этого года. Народ восстал против опостылевших элит, которые его десятилетиями стригли, но забывали напоить, накормить и вывести на пастбища. Именно этот запрос на радикальные изменения и "новое начало" определил заранее разгромную победу Зеленского. Если Порошенко в 2014 году очень переживал, могут ли выбрать украинцы президентом того, кто ни разу не возглавлял правительство, то в 2019 году любая государственная должность в биографии играла против претендента на главный кабинет в стране.
Но дальше все пошло не по классической схеме. Вместо избрать президентом настоящего мачо, "человека с высоким уровнем тестостерона в крови", украинцы проголосовали за кандидата, которого критики справедливо называли "книжкой- раскраской", поскольку он напоминал не альфа-самца, а кривое зеркало, которое как будто фокусировало и передразнивало все, что было плохого в украинском политикуме.
Классические диктаторы стремятся хотя бы символически "отыметь" всю страну, оплодотворить ее своими (нередко безумными) идеями. Народ в экстазе стремится "подарить фюреру ребенка". Все, кто экстаза не испытывает, но продолжает критически воспринимать реальность, оказываются в изгнании или в тюрьме.
Быстрое преобразование в результате протестов "формулы Штайнмайера" на "формулу Зеленского" с почти противоположным содержанием свидетельствует о максимальной эластичности действующего президента
Зеленский точно не похож на мачо, и он точно не одержим идеей, которую стремится навязать Украине. Он энергичный, но ре-активный и ре-флективный. Быстрое преобразование в результате протестов "формулы Штайнмайера" на "формулу Зеленского" с почти противоположным содержанием свидетельствует о максимальной эластичности действующего президента. Как сказал один мой товарищ, не удивлюсь, если президент возглавит майдан против самого себя. Он точно не голова - он шея, которая моментально превращается в вспышку или крик.
Похоже, в Украине на наших глазах зарождается эластичная (если угодно феминистская по сути) диктатура. Не зря больше всего избирателей Зеленский отобрал именно у Юлии Тимошенко. Если ЮВТ часто называли "единственным настоящим мужчиной в украинской политике", то Зеленский - это первая настоящая женщина на троне. И поэтому избиратель ЮВТ (и не только) интуитивно последовал за ним. Потому что он не ломает через колено - он обнимает. Он не формирует реальность - он сам принимает ее форму. Он не разгоняет майданы - он растворяется в них.
Если Тимошенко часто называли "единственным настоящим мужчиной в украинской политике", то Зеленский - это первая настоящая женщина на троне
Похоже, мы на пороге метамодерной эластичной диктатуры. В какой социология будет важнее Нацгвардии. В какой за ночь с Клеопатрой надо будет расплачиваться жизнью (в условиях современной Украины - тюрьмой). Так как сейчас мы наблюдаем только начало истории, которая напоминает традиционное восхождение диктатора к власти: несостоятельность элит, иррациональная народная любовь, управление страной в ручном режиме, фактическое подчинение парламента, правительства и силовиков, судам - подготовиться...
Но нужно понимать, что вся эта концентрация власти - вещь сугубо инструментальная. Она ничего не говорит о том, как Зеленский будет ее использовать в будущем. Но уже сейчас можно утверждать, что, учитывая его эластичность и зависимость от народной любви, он точно не станет разворачивать течение рек или (как Туркменбаши) спасать пингвинов.
Он будет смотреть на соцопросы - и менять правительства и парламенты, генпрокуроров и суды. Надеюсь, со временем он поймет, что мало посадить олигарха Порошенко - чтобы тебя любил народ, следует отправить к нему в камеру также "ответственного за коррупцию в администрации Зеленского" олигарха Коломойского. Следует сказать Рябошапке, чтобы вместе с представлением на снятие неприкосновенности с Дубневича не забыл подготовить аналогичное - на Медяника. Посадив под народные овации предшественников и предшественников предшественников, он вынужден будет перейти к своим.
Посадив под народные овации предшественников и предшественников предшественников, он вынужден будет перейти к своим
Одновременно эластичная диктатура не знает, что делать с экономикой. Потому, чтобы экономика ударно росла, надо брать ответственность на себя и принимать непопулярные решения. А потом не шарахаться из стороны в сторону в зависимости от результатов соцопросов, а настойчиво воплощать их в жизнь. А это значит, что тебя все равно будут пикетировать: если не ФОПы, то шахтеры Ахметова или пролетарии с заводов Коломойского, если не фермеры, то "крепостные" Бахматюка. И поэтому показательные посадки (жизнь за ночь с Клеопатрой), которые нравятся народу, почти неизбежны. Если начнет сажать своих, простят все - даже пустой холодильник. Потому что отложенный запрос на справедливость в Украине давно преобладает запрос на благосостояние.
Кстати, если менять депутатов, правительства и силовиков довольно часто, в Зеленского даже есть перспектива вывести особый сорт "государевых людей", которых фактически не осталось в Украине: честных, дисциплинированных и компетентных. И тогда можно будет начинать говорить о "развитии государства". Потому что если у тебя помет вместо кирпича, по какому проекту не строй, все равно на выходе будет сами знаете что.
Превратится ли Зеленский на метамодерного эластичного диктатора - вопрос открытый. Но выбор у него пока невелик: либо начинать эксперимент уже сейчас, пока рейтинги еще зашкаливают, а власть уже сконцентрирована в его руках, или начинать планировать возвращение в "95 квартал": всенародная любовь, только почувствовав себя преданной, очень быстро превратится в всенародную ненависть.
Был конечно третий вариант: начать развитие институтов вместо концентрации власти. Но, похоже от него на Банковой окончательно отказались.