Обучение – это сложно. Поэтому Стэнфорд учит получать от него удовольствие
Утро начинается с анализа децентрализации в Перу, продолжается обсуждением особенностей человеческого мозга
Стэнфорд - это не только знаменитые преподаватели и невероятные студенты. Стэнфорд - это, в первую очередь, неформальные принципы, на которых построен весь учебный процесс. Считаю, что эти методы пригодятся при обучении каждому - в том числе далеко за пределами Стэнфордского кампуса.
1. Высокие стандарты - университет требует от студентов постоянно расширять их границы возможного. Читать на пары по 200 страниц в день? Легко. Изучить для полностью не технического курса азы программирования, когда большинство студентов на курсе никогда не кодировали? Почему бы и нет. Взять для командного проекта интервью у специалистов мирового уровня, перед этим найдя и уговорив их на это - конечно. Главное не дать правильный ответ - главное сделать хорошую попытку и учиться на своих ошибках.
Университет требует от студентов постоянно расширять их границы возможного
Утро начинается с анализа децентрализации в Перу, продолжается обсуждением особенностей человеческого мозга, которые вызывают проблемы с обучением, а уже после обеда мы создаем новую образовательную игру и обсуждаем как масштабировать инновации на миллиарды людей по всему миру с человеком, который это уже делал.
Постепенно к этому привыкаешь и любой, неистовый вызов начинает восприниматься со спокойным интересом: и не такое делали. Знаменитая Стэнфордская предприимчивость и инновационная смелость зарождается из этого.
2. Одновременно, студенты в Стэнфорде никогда не остаются наедине с этими вызовами. Сверхсложные задачи означают чрезвычайно активную поддержку со стороны преподавателей, ассистентов и других студентов. В распоряжении студентов, как правило, не только лекции, но и дискуссии, основной и расширенный списки литературы, огромные подборки вспомогательных ресурсов. Не понял лекцию - читай книгу. Не понял эту книгу - обсуди с коллегами. Студентов побуждают к максимальной самостоятельности, но всегда спешат прийти на помощь.
В классе не бывает глупых вопросов - на каждый из них будет дан исчерпывающий ответ. При необходимости преподаватели и ассистенты будут объяснять непонятную тему столько, сколько нужно - было бы желание.
Обучение не бывает пассивным - оно или активное, или не является обучением
3. Обучение не бывает пассивным - оно или активное, или не является обучением. Лекции, в классическом смысле этого слова, здесь пытаются минимизировать. Лекция с активным включением студентов в обсуждение лучше. А еще лучше время от времени прерывать лекцию, чтобы студенты могли разбиться на группы и обсудить кейс. Но идеально не просто слушать или обсуждать, а учиться действуя. Поэтому почти обязательной частью каждой дисциплины есть практический проект. Или сразу несколько, которые делают агрессивные спринты. Обсудили работу со стейкхолдерами на примере городской системы водоснабжения в Индии - и айда предлагать публичные политики для решения проблемы ранних браков в Гвинее.
4. В Стэнфорде стимулируется конкуренция между студентами. Дело не в банальной грызни за оценки - здесь ее очень мало. В ход идут тонкие, но и более эффективные методы.
Представьте себе класс по разработке образовательных игр. Большинство студентов никогда не делали ничего подобного. Всего за две недели нужно пройти путь от идеи до полноценной игры. Понятно, что студенты не ожидают от себя чего-то выдающегося в этих адских условиях - хотя бы вовремя сдать проект. Но на всех этапах разработки игры они должны сотрудничать с другими студентами, тестировать и рецензировать их игры. Стоит только одной команде в классе воплотить интересную идею или техническое решение, и другие не хотят отставать от них и делают над собой сверхусилия. Получается некая гонка образовательных достижений. Не за оценки, а за уважение со стороны других студентов и преподавателей.
Кто-то из преподавателей после пары собирает студентов на пиво и пиццу. Другой приходит на лекцию то в халате, то в шляпе искателя приключений
5. Наконец, в Стэнфорде никогда не забывают о том, что обучение это весело. Фрэнк Фукуяма начинает разбор кейса об улучшении бизнес-климата в Медельине из сериала Наркос. Кто-то из преподавателей после пары собирает студентов на пиво и пиццу. Другой приходит на лекцию то в халате, то в шляпе искателя приключений. После изнуряющих пар студенты собираются поиграть в настольные игры с ассистентами курса. Кто-то начал традицию приносить на каждую следующую пару традиционные сладости разных стран.
Обучение - это сложно. И именно поэтому нужно учиться получать от него истинное удовольствие.
Комментарии