История требует четкого разграничения не менее, чем территории
Многих украинцев до сих пор не отпускают имперские мифы
Начиная с первых лет независимости в Украине шли часто природные, а нередко и спровоцированные дискуссии, какой образ исторического прошлого нужен самостоятельному государству. Были высокопоставленные сторонники сохранения российско-советской исторической парадигмы, яркий представитель - Дмитрий Табачник. Были сторонники патриотического видения. Были и промоутеры якобы компромиссного варианта.
На Донбассе утверждался культ российско-коммунистических героев (при полном неприятии собственно украинских, больше всех борцов за независимую Украину), постоянно воспроизводилась ностальгия по Советскому Союзу и навязывалась идеологема особого "народа Донбасса". Российские войска пришли в 2014 году на уже хорошо подготовленную почву в годы независимой Украины при равнодушии, а иногда прямом содействии официального Киева, - пишет Игорь Лосев для "Крым.Реалии".
Жизнь продемонстрировала, что национальное единство предполагает совместную историю и общий пантеон героев, единую политику национальной памяти. Плюрализм в этой сфере не дает положительных перспектив. Так или иначе два разных пантеона героев, две разные исторические памяти неизбежно приведут к образованию разных наций и стран.
Национальное единство предполагает совместную историю и общий пантеон героев, единую политику национальной памяти. Плюрализм в этой сфере не дает положительных перспектив
Активисты модной идеи "сшивания страны" также предлагали мирное сосуществование различных историй в Украине, забывая, что различные исторические нарративы не является одинаково украинскими. Один из них действительно украинский, а противоположный ему сформирован колонизатором и навязан украинцам. Поэтому длительное сосуществование несовместимых концепций невозможно, потому что есть чем-то противоестественным. Ведь советское и российское историческое видение на востоке Украины вполне закономерно привело к возникновению сепаратистских так называемых "республик" под полным контролем Кремля. Понятно, что не только оно, но это видение выступало мощным идеологическим сопровождением радикальных антиукраинских действий. А события 2014-го поставили общество Украины перед необходимостью четкого выбора и разграничения с агрессором, проведения демаркации между "своим" и "не своим" в истории.
Недавно на вопрос: "Где заканчиваются границы России?" - Владимир Путин ответил так: "Границы России не заканчиваются нигде". Именно поэтому РФ отказывалась от пограничной демаркации акватории Черного и Азовского морей, от обустройства российско-украинской границы на суше. Но история требует четкого разграничения не менее, чем территории и геополитика.
Древние евреи до выхода из Египта участвовали в строительстве пирамид, но их потомки не усматривают здесь оснований для гордости и удовлетворения
СССР, а ныне РФ, набросали и набрасывают Украине свое толкование украинской истории, спекулируя на некоторых деятелях украинского происхождения в России и российского происхождения в Украине под лозунгом: "Да мы так переплетены, смешанны, мы практически один народ". Спекулируя и на том, что многие украинцы волей истории были вынуждены участвовать в развитии Российской империи. Но это не было добровольным выбором. Древние евреи до выхода из Египта участвовали в строительстве пирамид, но их потомки не усматривают здесь оснований для гордости и удовлетворения. Египетский плен - это был плен, неволя, рабство. Поэтому до сих пор помнят знаменитую фразу, сказанную египетскому фараону от имени еврейских участников строительства: "Отпусти мой народ!".
А многих украинцев до сих пор не отпускают имперские исторические мифы...
2014 года Российская Федерация в Крыму и на Донбассе активно использовала неструктурированное, нечеткое, размытое и хаотичное сознание значительной части местного населения, которое не знало ни одной культурной и политической границы между украинским и российским. То население искренне воспринимало вооруженных иностранцев из-за "поребрика" как "наших". Этому способствовала многолетняя специфическая местная, а порой и общегосударственная политика исторической памяти. В частности шумные праздники в честь побед российского оружия, в честь побед сталинской Красной армии, в честь царских и советских генералов и адмиралов. Благодаря этому исчезала способность понимать, что военные из России являются гражданами другого государства, что они незаконно находятся на чужой территории.
В Украине 22 года уничтожали не только армию и ВПК, но и систему национально-культурного и национально-политического распознавания "свой-чужой"
В Украине 22 года уничтожали не только армию и ВПК, но и систему национально-культурного и национально-политического распознавания "свой-чужой". Сейчас, между прочим, такая ситуация сложилась в соседней Беларуси усилиями прежде всего ее президента, она в любой момент может создать этому государству большие проблемы.
Итак, украинский образ истории не должен объединяться с антиукраинскими видениями, он их должен побеждать и уже побеждает. Когда-то лозунг: "Слава Украине! - Героям слава!" считали западноукраинским, связанным только с борьбой ОУН-УПА. Сейчас он стал украинским, его можно услышать в Краматорске, Славянске, Мариуполе, причем не только от украинцев, но и от этнических россиян, евреев, крымских татар, белорусов и многих других. Это еще раз перечеркивает вымышленный "за поребриком" миф о "нескольких разных Украинах".
А создателям всевозможных кабинетных концепций следует помнить: не надо объединять то, что не объединяется и синтезировать то, что не синтезируется. Как говорил незабвенный Иван Плющ: "Ну как же его пихать, если оно не лезет?".
Copyright © 2019 RFE/ RL, Inc. Передруковується з дозволу Радіо Вільна Європа/ Радіо Свобода
Текст сокращен
Комментарии