Битва за томос для Украины может затянуться

Автокефалия украинской церкви диктуется логикой истории

Вся история государств с преимущественно православным населением показывает, что государство не может быть равнодушным к церковным событиям на своей территории. В основном православные по составу своего электората страны стремятся добиться того, чтобы церковный центр располагался в пределах их национальных государств, довольно нервно относясь к иностранным церковным юрисдикциям. Ведь такие юрисдикции могут создавать множество политических, национальных и культурных проблем. Все это в полной мере за 27 лет независимости почувствовала на себе Украина, все больше понимая существенную связь независимости государственной и церковной.

Объективно автокефалия усиливает государство, а отсутствие его ослабляет, делая открытым для всевозможных провокаций, манипуляций настроениями граждан, превращая церковь в средство достижения политических целей в интересах иностранных структур, - пишет Игорь Лосев для "Радио Свобода".

Автокефалия усиливает государство, а отсутствие его ослабляет, делая открытым для всевозможных провокаций, манипуляций

Бывший гражданин России, а ныне нардеп и один из самых влиятельных деятелей Московского патриархата на украинской территории Вадим Новинский пригрозил "гражданской войной" в случае предоставления Украине томоса об автокефалии церкви.

Политолог Андрей Мишин на одном с телеканалов очень злорадствовал тем, что, по его мнению, Украина томоса не получит. Он также объявил, что украинская автокефалия противоречит европейским правилам и нарушает религиозную свободу, потому что в Европе якобы государство абсолютно далеко от любых церковных проблем. А сотрудник МИД Украины при Януковиче Олег Волошин, угрожая, как и Новинский, "общественной войной", рассказывал о полном невмешательстве государства в церковные дела на Западе. Волошин с пафосом вопрошал: почему конфликты православных церквей пытаются "разруливать" политики?

Ответ здесь прост. Потому что это не конфликт церквей, это конфликт государств. Непризнание автокефалии украинской православной церкви - это специфическая форма борьбы против государственной независимости Украины. В этом противостоянии 1% религии и 99% политики.

Непризнание автокефалии украинской православной церкви - это специфическая форма борьбы против государственной независимости Украины

Сторонники Москвы сознательно "забывают", что Российская православная церковь с первого дня ее существования находилась под контролем светской власти, слово великого князя или царя могло перевесить мнение церковного собора. При Петре I РПЦ находилась под управлением Священного Синода, фактически министерства по делам церкви. Вскоре РПЦ разгромили, а потом взяли под жесткий чекистско-партийный контроль: патриарх РПЦ был номенклатурой политбюро ЦК КПСС, вся церковь находилась под постоянным контролем партии и КГБ. Как утверждает патриарх УПЦ Киевского патриархата Филарет, в СССР ни одного епископа не можно было посвятить без согласия КГБ.

По сути ничего не изменилось в России в наши дни. РПЦ и государственная власть - две стороны одной медали.

В СССР ни одного епископа не можно было посвятить без согласия КГБ

А президент Путин лично руководил спецоперацией по объединению Российской зарубежной православной церкви с Московским патриархатом и достиг большого успеха, сумев объединить чекистов с потомками антикоммунистов-белогвардейцев.

Практически все процессы автокефализации православного мира происходили при активном участии соответствующих государств. К примеру, только Греция обрела независимость, как она провозгласила автокефалию, отделившись от этнически "своего" Константинопольского патриархата и создав отдельную Элладскую православную церковь. Аналогичные процессы происходили в Болгарии, Румынии, Албании, Сербии и так далее. Сейчас правительства Черногории и Македонии прилагают огромные усилия чтобы выйти из-под церковной власти сербского Белграда.

Тем, кто рассказывает сказки об абсолютном невмешательстве светских структур в церковную жизнь в западных странах, стоило бы вспомнить, что главой Англиканской церкви является король Великобритании (или королева). В Дании есть государственная церковь. Главой ДНЦ является королева Дании. Государственная также шведская церковь, ее высшая административная власть - правительство Швеции. Епископов назначает государственная власть. Финская церковь также является государственной. Ее епископы назначаются президентом. Расходы компенсируются из государственного бюджета и за счет церковного налога, взимается только из членов церкви. Государственной есть и Норвежская евангелическо-лютеранская церковь. Глава церкви - король Норвегии. Нею руководит министерство по делам образования и церкви. Священники находятся на службе государства и получают от него зарплаты.

Вмешательство украинской власти в государственно-церковные дела связано с вопросами национальной безопасности

Эпизодическое же вмешательство украинской власти в государственно-церковные дела связано с вопросами национальной безопасности Украины и является абсолютно минимальным по сравнению с ситуацией ряда европейских стран.

А большая межгосударственная битва за томос уже происходит и может затянуться, учитывая, в частности, влияние Кремля на турецкого президента Эрдогана, который может нажать на Вселенский патриархат, а также большой арсенал методов российских спецслужб. Однако, автокефалия украинской церкви диктуется логикой истории и это главное.

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі