Кремлю надо слить Донбасс
Большие надежды Путин возлагает на приход пророссийского политика к власти в Украине
Список персональных санкций никакого значения в России иметь не будет. Это могло бы повлиять на ход выборов, если бы они в России были. А так Путин просто остается на своем месте.
Все эти санкции - это полный пшик для россиян. Но сумма пшиков имеет и будет иметь большое значение не для внутренней политики РФ, а для внешней. Последняя, собственно, только и интересует США.
Петля жмет - Путин будет пытаться от нее избавиться. Когда его утвердят в должности, будет пытаться идти на уступки
Петля жмет - Путин будет пытаться от нее избавиться. Думаю, когда его утвердят в должности, будет пытаться идти на уступки, на разрядку. Первая причина - он уперся в стенку в своих попытках экспансии. Просто дальше некуда ее вести. Можно сколько угодно бесноваться по телевидению, - это пожалуйста. Но реальных действий предпринимать нигде и некогда.
Второе - американцы показывают, что они отступать не собираются. Эти санкции и списки говорят об одном - ослаблять удавку мы не будем. А внутри этой петли российская экономика чувствует себя плохо.
Американцы могут заморозить выведенные российскими властями в Штаты деньги только, если изменят свой общественно-политический. Это - правовое государство. А российский политический строй называется "полицейское государство". В таком собственность могут реквизировать, блокировать по решению административных органов. В правовом государстве это можно делать только по решению суда. Поэтому российские миллиардеры и выводили туда деньги.
Если правительство Соединенных Штатов начнет 200 дел - США против Сечина, Потанина, Фридмана, Вексельберга - и выигрыает, тогда по ним деньги заморозят и реквизируют. А просто так это сделать нельзя. Это означало бы, что Америка с правового государства превращается в полицейское. Тогда оттуда уйдут не только Фридман и Вексельберг, но и американские бизнесмены.
Сирия не нужна ни Москве, ни Вашингтону. Но это тот мостик, на котором встретились два барана
На Украину непосредственно эти санкции не повлияют. Косвенно - да. Потому что если Путин будет пытаться выстраивать детант (ослабление напряженности в международных отношениях, разрядка, - ред.) с Западом, то на где реально он может это делать?
Западу плевать на внутреннюю ситуацию в России. Остается три позиции. Это участие РФ в кибератаках на выборах в США. Второе - это Сирия. Она абсолютно не нужна ни Москве, ни Вашингтону. Но это тот мостик, на котором встретились два барана. Третья позиция - это Украина. Здесь есть две части. Первая - Крым. Для России она не обсуждается, независимо - Путин президент или не он. Уступок здесь не будет, но и санкции за полуостров минимальны. Вторая тема, серьезная - Донбасс. Его бы Путин с огромным удовольствием слил. Правда, не уверен, что Украина сильно стремится назад получить это сокровище.
Для Запада, особенно для Европы, выход из Донбасса означал бы возможность разрядки в отношениях с Москвой
Сам по себе этот украинский регион Путину не нужен. А для Запада, особенно для Европы, выход из Донбасса означал бы возможность разрядки в отношениях с Москвой. Возможность снятия хотя бы части санкций. Тогда российская экономика из петли бы частично вылезла.
Путину надо слить Донбасс. Но так, чтобы продать это как свою огромную победу. Здесь есть несколько возможностей. Очевидная - надежда, что к власти в Украине придет пророссийский политик. Тогда проблема Донбасса решилась бы за один день.
До выборов президента Украины не думаю, что Владимир Владимирович будет делать какие-то существенные шаги. Может давить на украинское общество информационно: выберите президента, который меня устраивает. Пусть он не будет требовать включения Украины в Евразийский союз (в него входят Беларусь, Казахстан, Россия, Армения, Кыргызстан, - ред.) или, чтобы русский язык сделать государственным. Мол, у вас претензии по Крыму - мы не против, оставайтесь с ними. Просто уменьшите напряжение антироссийской риторики, измените пиар-вектор - и мы договоримся по Донбассу, вы его обратно получите. И о торговле договоримся.
Леонид Радзиховский, в комментарии для Gazeta.ua