Не пропустите "Темные времена"
Почему стоит посмотреть новый фильм Джо Райта
Если планируете поход в кино - не пропустите "Темные времена" ( "Darkest Hour") Джо Райта. Не шедевр, но крепкий и актуальный середняк. На удивление мало пафоса, а где он есть - то хорошо представлен и в сугубо британской иронической манере.
Критики так расхваливали Гэри Олдмана в роли Черчилля, что создавалось впечатление, будто вся лента держится на его потугах. Но это не так - остальной каст подобран удачно, операторская работа и сама атмосфера ленты добротно передает хаос и растерянность весны 1940-го (особенно крутая сцена бомбежки Кале, задело).
Аргументация виконта Галифакса - идеальна. Вспомнилась Тимошенко с ее "ни один танк не должен выехать из казармы"
Большую часть фильма Уинстон не планирует оборону Великобритании, а борется с оппозицией внутри собственной партии консерваторов и попытками Чемберлена и Галифакса показать его клоуном и отправить в отставку. Причем интересно, что аргументация виконта Галифакса - идеальная (вспомнилась Тимошенко с ее "ни один танк не должен выехать из казармы"). Он мастерски оперирует фактами, чтобы доказать необходимость переговоров и бессмысленность борьбы с Гитлером.
Забавно, но показано, как во избежание паники среди подданных Великобритании - Черчилль идет на сознательный и долгий обман общества. Премьер на колене планирует операцию по эвакуации "Динамо" и проверяет остатки французской деморализованной армии - а параллельно произносит пропагандистские, ура-патриотические и откровенно лживые заявления на BBC. И кто сейчас скажет, что он был неправ? Кто знает, как бы сложилась история Второй мировой войны, если бы Черчилль вывалил на британцев всю правду о состоянии фронта и они поддались на идеи лорда Галифакса о новые уступки Рейху? Все "Темные времена" Черчилль принимает сложные решения, ловит тумаки от правительства своего кабинета, разочаровывается в союзниках и понемногу сходит с ума под грузом ответственности.
Кто знает, как бы сложилась история Второй мировой войны, если бы Черчилль вывалил на британцев всю правду о состоянии фронта?
Тут и единый сильный недостаток фильма - это некая "трампизация" образа Черчилля. Серьезно, Олдман и Райт подают его не столько интеллектуальным хитрым политиком, а как немного поехавшим стариком, который слишком часто дает драматическую слабину и теряет хватку. Премьер спускается в метро советоваться с народом по вопросам войны/ мира в начале ХХ века? Серьезно? Уинстон, который видел три войны и лично участвовал в двух, среди которых - Великая война, едва догоняет фронтовые отчеты своего штаба и несет какую-то ересь на встрече с французскими военными? Ну смешно же (здесь Черчилль стебется с немецкой тактики танкового блицкрига - в то время как в своих мемуарах он пишет, что даже в Первую мировую выкупил потенциал броненосцев). Особенностью Черчилля как раз и было трезвое понимание обстановки, железная сила воли и предвидения. А тут вроде лайт-Трамп - спонтанные эмоциональные решения, крики и закос под прокси-демократию в метро. Мы знаем, что это был еще тот эксцентричный дед, но не насколько.
Особенностью Черчилля как раз было трезвое понимание обстановки, железная сила воли. А тут вроде лайт-Трамп - спонтанные эмоциональные решения
Очень диссонирует с одним из самых удачных образов Черчилля в кино - в свежем сверхуспешном сериале "Корона". Пожилой эксцентричный премьер-министр в исполнении Джона Литгоу однозначно более соответствует реальности, чем образ Олдмэна.
И что бросается в глаза уже через первые 30 минут фильма: "Темные времена" можно идеально сшить в одну монструозную по времени ленту - вместе с "Дюнкерком" Нолана. "Темные времена" - как зеркальное отражение событий на французском побережье, поэтому когда показывали бункер военного кабинета, где генералитет и Уинстон обсуждали ход кампании Вермахта - перед глазами стояли кадры ноланового фильма.
И неудивительно, потому что режиссер "Темных времен" Джо Райт поставил очень неплохой фильм "Искупление" с лучшим визуальным рядом истории эвакуации Дюнкерка (по реализму - Нолан и близко не стоял). Поэтому Райт шарит в постановке военных сцен - здесь их немного, но каждая поданная очень оригинально и профессионально.
Сколько еще диктаторов надо успокоить, чтобы вы поняли - невозможно договариваться с тигром, если твоя голова у него в пасти
Ключевые идеи ленты. Первый месседж - как послание Западу в выступлении Черчилля на заседании военного кабинета: "Изучите этот урок! Сколько еще диктаторов надо успокоить и засыпать привилегиями, чтобы вы поняли - невозможно договариваться с тигром, если твоя голова у него в пасти!". Что-то мне это напоминает - и даже не из современности. Черчилль, как в свое время Николай Михновский (1873 - 1924 годы, первый идеолог украинского национализма и организатор войска. - Gazeta.ua).
Первый десятилетия кричал, что Гитлера следует забить в зародыше, а второй - всю жизнь говорил, что Российская империя - враг украинства и следует вырваться из этой тюрьмы и завоевать независимость. Черчилля считали фриком даже после избрания премьером. И Михновского считали неадекватом, что существовал отдельно от "элитарной" проукраинской тусовки, которая созрела к самостоятельности только тогда, когда стало поздно. Оба оказались правы.
Нации, которые борются до последней капли крови - возрождаются. А те, что падают на колени - обречены
И второй месседж, еще ближе к нам, еще более актуален, четко милитаристский и тоже произнесенный Черчиллем в полемике с консерваторами: "Нации, которые борются до последней капли крови - возрождаются. А те, что падают на колени - обречены".
Комментарии