Что произошло в экономике за год
Три наиболее важные позитивные и негативные события в развитии экономики я бы отметил в 2016 году
Из позитивов:
1) Полноценный запуск системы государственных закупок для всех бюджетных учреждений и государственных предприятий.
2) Запуск системы е-деклараций госслужащих. Если, разумеется, не будет попыток саботировать ее функционирования со стороны руководства Нацагентства по вопросам предотвращения коррупции или блокировки с помощью Конституционного Суда Украины.
3) Полный год без закупки природного газа у Газпрома. То, что еще несколько лет считалось почти невозможным, стало реальностью.
Из негативов:
1) Полный провал приватизации. Желание сохранить возможности для обогащения чиновников и приближенных к ним дельцов, оказалось сильнее потребности страны избавиться от метастаз коррупции, которые подпитываются госсобственностью.
2) Очередное продолжение нарушение конституционных прав сотен тысяч украинских граждан и сохранения и в 2017 году моратория на продажу сельхозземель. Интересы аграрных магнатов оказались сильнее наших парламентских политических проституток. Аграрные латифундисты имеют и в дальнейшем возможность за бесценок арендовать на десятки лет земли у селян. А значит, и 2017 год потерян для формирования широкого слоя фермеров, которые, для того чтобы инвестировать собственные и привлеченные средства в долгосрочные высокомаржинальные виды сельхозпроизводства, должны получить сельхозземли в частную собственность.
3) Сознательное саботирование со стороны министра соцполитики Андрея Ревы и вице-премьера Павла Розенко создания единого национального реестра получателей социальных трансфертов. Несмотря на то, что объемы соцвыплат превышают сотню миллиардов гривен, а получают их до 20 млн человек, в государстве никто доподлинно не знает, ни точную численность получателей социальных трансфертов, ни обоснованность их предоставления.
Чиновники не имеют никакого представления, что делать с кучей банков в государственной собственности
Национализация Приватбанка была вынесена мной за пределы позитивов и негативов, потому что для меня очевидно, что это решение было вынужденное для власти. Лучше самим выступить инициаторами радикального решения проблемы этого банка, чем дождаться полной остановки платежей в нем и хаоса в финансовой сфере и в целом экономике.
Этап олигархического сырьевого капитализма и олигархического кэптивного банкинга завершается. Ограбленная страна, с деградированной структурой экономики просто не может дальше продолжать обогащать олигархов и обеспечить по крайней мере минимальные потребности населения.
Хотя при этом с грустью приходится констатировать: наши чиновники не имеют никакого представления, что им делать с той кучей банков, которые сейчас находятся в государственной собственности, и как не допустить их дальнейшего разграбления.