вторник, 25 декабря 2012 15:03

"Поэзия Забужко - как поток кислорода, от которого можно потерять сознание" - Сестры Тельнюк

Автор: Фото: Сергей Старостенко
 

24 января в театре "Созвездие" в Киеве Сестры Тельнюк представят программу "Дорога из стекла". Основу проекта составляют стихи Оксаны Забужко, положенные на музыку Леси Тельнюк.

Певицы исполняют песни под аккомпанемент трех виолончелей. Говорят - это лучшее инструментальное сочетание передачи экспрессии Оксаниной поэзии.

- Чем вам близко творчество Оксаны Забужко?

Леся: "Книга Оксаны "Музей заброшенных секретов" нас просто убила наповал своей силой и глубиной. Она очень современная. Я думаю, что молодеже ее обязательно нужно прочитать. Все иначе открывается и все становится очень близко, так, будто это сегодняшний день".

Галя: "Она феноменальный поэт 20 века мирового уровня. Кроме того, что у нее поэзия не такая, которую назовешь женской. На нее просто не скажешь - это женская лирика. Откройте книгу - и сразу мозги выварачивает. Если на ее поэзию говорят - это не мое, я этим не болею, это означает, что человек не вкурил вообще совсем ничего или просто боится вдохнуть, потому что боится потерять сознание. За Оксаной мы следили с 1987 года. Не выпускали ее из поля зрения. А познакомились лично только в 2009. Мы и Оксана имели общие проекты с Гете-институтом, и познакомились на одной вечеринке там. Подошли к ней. Она говорит: "Наконец-то". Потому что тоже слушала наши песни".

- Почему вы выбрали именно три виолончели для сопровождения вашего пения?

Леся: "Они могут звучать и как классический сопровождение, и как рок".

Галя: "Для того, чтобы не задохнуться в Оксаниных словах и их потоке. Потому что каждый человек и человеческое сознание способно выдержать такой поток огромный воздуха, как дается ему кислорода, человек может просто потерять сознание и не воспринять адекватно все, что есть. Мы очень долго думали, каким должно быть музыкальное сопровождение для Оксаниной поэзии. Чтобы не было перенасыщения музыкальных идей и музыкальных линий, перенасыщение голосов. От гитары отказались полностью, хотя пробовали. Пробовали еще вариант с арфой, и с двумя гитарами и фортепиано".

- Почему не заиграла гитара на стихи Оксаны Забужко?

Галя: "Не пошло. Появился тот оттенок, которого я очень боялась - оттенок бардовского пения. Не передает огонь в поэзии Оксаны. Лесина музыка, несмотря на то, что лежит на такие серьезные и крутые стихи Оксаны Забужко, может существовать сама по себе. Это сочетание силы и силы. Была задача не упростить. А гитара очень упрощала. Впечатление было, будто ты извиняешся: извините, что у меня все так сложно и так все алмазно, извините, что у нас платье из парчи. Невозможно такие стихи петь просто под одну гитару, и даже под две, и даже под рояль и гитару. Оттенок холода, надуманности и фальши появлялся. Хотелось какого-то теплого живого инструмента. Потому что акустичка-гитарка очень заезженная уже, и эта шестиструнка-семиструнка очень увязла в ушах, и от нее пахнет чем-то прошлым".

- А скрипку включить не пробовали?

Галя: "Со скрипкой у нас был целый проект, и не один. Мы знаем цену скрипке и знаем цену скрипачам. Женские голоса со скрипкой - также избитая тема, и тема очень опасна. Потому что съедаются голоса тембра. Скрипка - солистка. А три солистки быть не может. В проекте сложно сделать дозирования со скрипкой так, чтобы все было правильным. Как на столе. Нельзя сала наложить, хлеба не дать, и сказать: ну ешьте, я такой щедрый".



- 24 января будет концерт в таком формате который по количеству? Что-то новое покажете?

Галя: "Мы только год работаем с этими ребятами. Думаем, чтобы состоялся момент настоящего ансамбля и единения, должны пройти годы. Это только первый год - притирка. Она прошла хорошо. Мы даже устроили своеобразный неофициальный кастинг для виолончелистов. Боялись, чтобы не пришли к нам три равнодушных оркестранты, которым все надоело. Важно, чтобы был живой нерв. Мы искали этого нерва в музыкантах - даже визуально: есть ли он в пальцах, в глазах, в лицах".

- Как для себя интерпретируете тексты Оксаны Забужко? Согласны с ней, что в Украине не хватает настоящих мужчин?

Леся: "Оксана какраз любит мужчин. У нее очень большая надежда на них. Терпкие вещи в ее поэзии - персональные. Но очень большой оптимизм и вера в мужской пол, как таковой. Ее материнский и женский инстинкт в ее стихах сильный".

Галя: "Все когда говорят об Оксане Забужко, сразу ставят вопрос - стали мы такими же феминистками, как Оксана. В нашем массовом воображении феминистки - это группа Одарок, которые бьют своих нерадивих Карасей, которые прилазять домой пьяные. И они бьют их со словами: "Нет, пусть услышат люди. Нет не буду я молчать". Собственно, Оксана не об этом, и мы не об этом. Потому что, то как Оксана любит человечество и в нем таких персонажей как мужчин - не знаю, кто может из писателей.

- Как Оксана Забужко среагировала, когда услышала ваши песни на свою поэзию?

Галя: "Первый раз она только поднимала вверх большой палец и говорила: "Да! Да! Да!" Так она реагирует. Оксана - честный человек".

Леся: "Оксана невероятно слушает музыку. Она сама поет и имеет музыкальный слух прекрасный, прекрасное чувство ритма. Ее видно среди всех зрителей и слушателей. Она всем телом чувствует темпоритм и все пропускает через себя".

Галя: "Она настоящий писатель. Когда пишет об УПА, то она с автоматом, поверьте мне".

Сейчас вы читаете новость «"Поэзия Забужко - как поток кислорода, от которого можно потерять сознание" - Сестры Тельнюк». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

10

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі