На Ближнем Востоке идет война ракет и камней

Пропасть между еврейской и арабской общинами в Израиле намного глубже, чем принято было считать

Ракетные обстрелы территории Израиля со стороны контролируемого радикальным движением ХАМАС сектора Газа и соответствующая антитеррористическая операция израильских силовиков в самом секторе выглядят для зрителей телевизионных новостей настоящей войной, беспрецедентным обострением ситуации, которое может привести к непредсказуемым последствиям.

Хотя на самом деле ракетные обстрелы Израиля из Газы и ответные действия израильтян - это вполне привычная для Ближнего Востока ситуация, которая регулярно повторяется в течение многих лет - хотя понятно, что интенсивность обстрелов и ответных действий бывает разной, - пишет Виталий Портников для издания "Буквы".

Можем например просто посмотреть статистику. В этом месяце по Израилю уже было выпущено около 900 ракет (в апреле - только 42). Но в 2019 году ракет было выпущено 1300, в 2018-м - 41 ракета, в 2014 году - 3686 ракет и так далее. Понятно, что в промежутках бывают и мирные годы, однако это перемирие все равно обречено прерываться. В самих этих обострениях есть своя политическая логика.

Перемирие обречено прерываться

ХАМАС, который находится в противостоянии не только с государством Израиль, но и со своими более умеренными конкурентами из движения ФАТХ, которое контролирует Западный берег реки Иордан и формирует правительство Палестинской автономии, просто не может не обстреливать Израиль. Потому что в этом случае ХАМАС просто перестанет отличаться от ФАТХ, и, кроме того, станут куда более очевидными управленческие провалы организации в Газе, которые еще больше проявились во время эпидемии коронавируса.

Мы привыкли читать в новостях, что Израиль - мировой лидер по вакцинации, но буквально в нескольких километрах, в Газе, куда израильтянам хода нет - настоящая катастрофа.

Ну и, конечно, если ХАМАС перестанет стрелять, он, как и другие радикальные группировки в Газе, потеряет иранское - и не только иранское - финансирование.

Если ХАМАС перестанет стрелять, он, как и другие радикальные группировки в Газе, потеряет иранское - и не только иранское - финансирование

Радикалам платят за то, что они стреляют, а не занимаются инфраструктурой. Ну и, конечно, эти деньги - основа для широкомасштабной коррупции в руководстве радикалов. Понятно, что террористическая верхушка живет совсем иначе, чем обычные жители Газы, и терроризирует, по большому счету, самых своих соотечественников не меньше, чем израильтян.

Поэтому ХАМАС всегда использует любой повод для того, чтобы напомнить о своей политической способности.

Сейчас таким очевидным поводом стало решение израильского суда, которое признает за иудейскими религиозными общинами право на землю в иерусалимском районе Шейх Джаррах и требует выселения арабских семей из этого района на основании закона, позволяющего еврейскому населению искать возвращения собственности, конфискованной после 1948 года. Именно это решение уже привело к массовым беспорядкам в Иерусалиме.

Не случайно операция, которую начал ХАМАС, называется "Меч Аль-Кудса" - "Иерусалимский меч", а спецоперация Израиля - "Страж стен" - понятно, стен Иерусалима.

Операция, которую начал ХАМАС, называется "Меч Аль-Кудса" - "Иерусалимский меч", а спецоперация Израиля - "Страж стен" - понятно, стен Иерусалима

Да, в основе нынешнего конфликта - земельный вопрос, который всегда обостряет ситуацию на Ближнем Востоке. И для ХАМАС это беспроигрышная ситуация, потому что в поддержку иерусалимских арабов высказались практически во всех арабских странах, в частности в тех, кто установил дипломатические отношения с еврейским государством и признал его право на существование.

В то же время на Западном берегу реки Иордан ситуация достаточно спокойная, пока массовых беспорядков здесь нет. Поэтому есть все основания считать, что ракетная война завершится таким же перемирием, как и все предыдущие.

В Израиле понимают это и пытаются за время до установления перемирия нанести как можно больший урон террористической инфраструктуре, ликвидировать как можно большее количество объектов и лидеров радикалов - это залог мирного времени в ближайшие годы, когда эта инфраструктура будет восстанавливаться.

Хотя очевидно, что при такой интенсивности обмена ударами жертв среди мирного населения не избежать. Но это - логика любой войны, украинцы теперь знают об этом не понаслышке.

На самом деле главной особенностью момента является вовсе не ракетная война и даже не эскалация в Восточном Иерусалиме. Это - классика ближневосточного конфликта. А вот что не классика - это массовые беспорядки и столкновения между евреями и арабами в городах совместного проживания, прежде всего в Лоди и Рамле.

Израильские наблюдатели даже говорят об окончании иллюзии мирного сосуществования, а лидер партии израильских арабов Раама Мансур Аббас, от поддержки которого сейчас зависит сама возможность формирования нового израильского правительства, обратился к соотечественникам с призывом к мирному протесту.

Конфликт вокруг судебного решения может превратиться в насилие

И как раз эта ситуация - то, о чем стоит серьезно задуматься руководству Израиля и израильскому обществу. Как раз в тот момент, когда показалось, что израильские арабы успешно интегрируются в политическую систему страны, оказалось, что пропасть между еврейской и арабской общинами в самом Израиле намного глубже, чем принято было считать, и конфликт вокруг судебного решения может превратиться в насилие.

Не случайно Яир Ревиво, мэр израильского Лода, в котором вспыхнул наиболее интенсивный конфликт, назвал происходящее "гражданской войной".

И как раз эта "гражданская война", а не война ракет, и представляет наибольшую опасность для стабильности Израиля и всех его достижений в экономике, развитию гражданского общества и поиска путей примирения с арабским миром.

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

1

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі