Буллинг набирает обороты. Как ему противостоять

Может проявляться в различных формах

Организация Объединенных Наций признала буллинг своеобразной эпидемией и призывает всячески противодействовать этому явлению. Буллинг - это травля одного ребенка другим или группой детей, что носит систематический характер. То есть эпизодический конфликт между друзьями - это еще не буллинг.

Буллинг может проявляться в различных формах:

- психологическое насилие: запугивание, унижение, порчи вещей, оскорбления, шутки;

- физическое насилие: толкание, драки;

- сексуальное: принуждение к интимным контактам;

- экономическое: вымогательство денег или ценных вещей.

Если обобщить, то буллинг - это любые действия, унижающие человеческое достоинство. И здесь важно вспомнить, что человеческое достоинство - это не абстрактное понятие из области философии, а запечатлена в законе человеческая ценность.

Буллинг - это любые действия, унижающие человеческое достоинство

Ст. 28 Конституции Украины гласит: "Каждый имеет право на уважение его достоинства". Основной закон запрещает противоправные действия, которые непосредственно нарушают права на человеческое достоинство, среди которых жестокие, бесчеловечные или действия, унижающие достоинство. Поведение, унижающее достоинство человека, так же недопустимо, как и пытки.

Но почему это позорное явление набирает обороты?

Если не просто бороться с последствиями, а попробовать заглянуть в глубинные корни проблемы, что мы увидим? Что заставляет ребенка совершать насилие? Что побуждает детей к жестокости? Среда. Вот так просто. Ребенок является одновременно "усилителем" и "ретранслятором" явлений из среды, в которой он растет. Это следствие жестоких и уничижительных отношений дома, соответствующие фильмы, игры, низкая культура общения и прочее. Личный опыт унижения также побуждает к "отыгрыванию" этих чувств.

Личный опыт унижения также побуждает к "отыгрыванию" этих чувств

Ребенок это может чувствовать примерно так: когда я заставляю кого-то переживать боль или унижение, то боли во мне, вроде бы, становится немного меньше. Это такой неконструктивный, нездоровый и разрушительный способ преодолеть внутреннюю боль и неудовлетворенность. Это попытка самоутвердиться и одновременно получить удовольствие за счет другого. Поэтому очень важно с детства прививать ребенку здоровые способы самоутверждения.

Буллинг начинается дома. Имеется в виду постоянное нарушение личностных границ ребенка. Например, унизительные шутки о лишнем весе или каких-то недостатках приводят к желанию отыграться на другом, а также к неумению постоять за себя. Еще одним интересным и обязательным аспектом в явлении буллинга есть наблюдатели. К бездействию, равнодушному созерцанию свидетелями несправедливых событий может приводить страх, чувство безысходности, отсутствие сострадания к человеческим страданиям или сокровенное желание также совершать насилие.

Что делать, если ваш ребенок или ученик школы стали жертвами буллинг?

Прежде всего - немедленно отреагировать, защитить и привлечь к ответственности обидчиков и, возможно, даже учителей. Гарантировать физическую и эмоциональную безопасность ребенку. Только после этого мы можем говорить о психологической реабилитации, предоставленной профессиональным психологом или психотерапевтом.

Немедленно отреагировать, защитить и привлечь к ответственности обидчиков

Что делать, если ваш ребенок или ученик совершают буллинг?

Один только запрет или угрозы вряд ли помогут. Важно попытаться понять, какую именно глубинную потребность ребенок пытается удовлетворить таким неконструктивным способом. Попробовать осторожно поговорить об этом. Возможно, такие действия дают ребенку чувство личной силы и могущества, повышают личную значимость. И вместе с ней поразмышлять над тем, как можно другим путем получить эти ощущения.

В наше время не модно говорить о морально-этическом воспитании, но именно это и является основой для психического здоровья, ведь центральным понятием/категориями здесь есть достоинство, уважение и самоуважение. В современном мире вроде изымается ценность самой личности, ценность человеческой жизни. Она перекочевала в способности, успехи и достижения. В таком случае ценность личности помещается в определенные условия. Человек постоянно балансирует на грани уважения и неуважения к себе, что и обусловливает подобные явления.

Но тот факт, что эта тема поднимается в СМИ и образовательных учреждениях, является верным признаком развития общества. Забота о здоровой психологической атмосфере в детских коллективах - это вклад в психическое здоровье наших детей, а значит, и счастливой нации в целом. Лично меня это очень радует. Давайте уважать друг друга, ведь мы этого достойны!

Ольга Тимошенко, для Gazeta.ua

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи