Есть три типа людей, чья молодость прошла в 1990-е

Свобода vs ответственность: дилемма нашего времени

Наш президент и его ко - из поколения тех, чья молодость прошла в 1990-е. Как и моя. Интересно было бы понять, что это за поколение. Оно взрослело в эпоху двух противоположных опытов.

Первый: вдруг ничего не стало. Денег, еды, статуса родителей, стабильности, страны-империи, кумиров бабушек и дедушек (и частично родителей), света, работы и т.д. Творения ничего. Именно так, без предлога: творение ничего.

Второй: вдруг стало так много всего. Денег (для кого-то), нового статуса, музыки, книг, новых кумиров, новых возможностей, шмоток, кока-колы, качественного алкоголя, путешествий, секса. Наркотическое опьянение от нового всего.

Вдруг ничего не стало. Денег, еды, статуса родителей, стабильности, страны-империи, кумиров бабушек и дедушек, света, работы. Вдруг стало так много всего. Денег (для кого-то), нового статуса, музыки, книг, новых кумиров, возможностей, шмоток, кока-колы, качественного алкоголя, путешествий, секса

Эти два противоположных опыта порождали причудливые сочетания. И из этих сочетаний родилось несколько категорий людей.

Первая - так и не смогла себя найти в этой радикальной смене. Люди, которые смирились с мыслью, что невозможным есть все. У нас в стране до сих пор таких людей немало. Подозреваю, они голосуют за ОПЗЖ.

Вторая - которая была настолько шокирована этим тотальным отсутствием, что почувствовала своей миссией маниакально заполнять пустоты, которых оказалось полно. В бизнесе, культуре, образовании, политике - везде. Маниакальное стремление сшивать дыры. Я чувствую свою принадлежность к этой группе.

Третья - люди, которых столь опьянило ощущение возможностей, которые достигли определенных неожиданных успехов - и поверили в то, что невозможного не существует. Что возможно все. Мне кажется, Зе и ко - с этой третьей категории. Для них идти в политику означало поиграть в еще один уровень "челленджа". Еще один уровень компьютерной игры. Ответить себе на вопрос "могу ли не могу". И 1990-е их научили, что "конечно, могу". Что угодно.

В таком квесте "могу или не могу" отсекается вопрос "чтобы что?". В нем есть одна проблема: отсутствие ответственности. Отсутствие мыслей о последствиях. Мышление категориями возможностей, рисков, квестов, уровней игры, вечного настоящего - но не последствий, ответственности и будущего.

Это напряжение между мышлением о возможностях (пьянящей свободы) и мышлением о последствиях (трезвой ответственности) - интересная дилемма нашего времени.

Текст является постом автора в Facebook и не написан специально для Gazeta.ua. Перепечатывается с разрешения автора.

Оригинал

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі