Кабмин толкнул нас в пропасть правового хаоса

Власти разорвала с украинцами общественный договор

Приняв постановление от 2 апреля 2020 № 255 Кабмин произвольно взял на себя полномочия президента и Верховной Рады, которые единственные уполномоченные Конституцией Украины ограничивать общим решением права и свободы граждан путем введения в стране военного или чрезвычайного положения (ст. 64 Основного закона). Таким образом Кабинет министров совершил преступление, предусмотренное статьей 365 Уголовного кодекса Украины "Превышение власти или служебных полномочий". И это по минимуму. По максимуму КМУ посягнул на изменение конституционного строя способом, не предусмотренным Основным законом.

Поскольку президент как гарант "соблюдения Конституции Украины, прав и свобод человека и гражданина" (ст. 102 Основного закона) не остановил в порядке, предусмотренном пунктом 15 части первой статьи 106 Основного закона, действие указанного постановления КМУ и не обжаловал его в Конституционном суде, он может считаться соучастником преступления. Напомню, если президент совершил преступление, ВР должна начать против него процедуру импичмента. Итак, депутаты - также соучастники. Руководители Государственного бюро расследований и Службы безопасности Украины, которые не нарушили уголовное производство по факту превышения полномочий Кабинетом министров Украины, также могут считаться соучастниками преступления.

Если президент совершил преступление, ВР должна начать против него процедуру импичмента

Итак надежд, что сработают механизмы сдержек и противовесов внутри государственной машины - и узурпацию властных (по сути конституционных) полномочий Кабинетом министров остановит президент, Верховная Рада или правоохранительные органы, фактически нет. На судебную защиту прав и свобод, ограниченных в откровенно неконституционный способ, в сложившейся ситуации, также мало надежд. И не потому, что судебная власть, прежде всего Конституционный суд, априори поддержит Кабмин или самоустранится от отмены его антиконституционного акта - в последнее время в КСУ прорезались зубы и он научился говорить нет даже главе государства. Но, к сожалению, продолжительность судебного производства заставляет вспомнить английский максиму: Delayed justice is denied justice (невозобновленная вовремя справедливость - это отказ в правосудии). Пока суд будет рассматривать обращения или конституционную жалобу, полиция грубо будет бить граждан только за вопрос, на каком основании полицейские нарушают их конституционные права и свободы, как это уже произошло в Одессе.

В такой ситуации для тех, для кого права и свободы - не пустой звук, возникает вопрос о стратегии сопротивления узурпации. Начало применения постановления КМУ от 2 апреля 2020 года № 255, в частности применение репрессивных мер против ее нарушителей, означает, что власть в одностороннем порядке разорвала с украинской общиной общественный договор, которым по определению является любая конституция. Ни для кого не секрет, что наш общественный договор и так на ладан дышал. Но его принципиальное положение соблюдалось: посполитые минимально мешали власти, власть - минимально мешала посполитым. Каждый выживал (или наживался) как мог.

Сегодня под предлогом заботы о жизни и здоровье граждан власть перешла рубикон

Сегодня под предлогом заботы о жизни и здоровье граждан власть перешла Рубикон. Спасти (то есть накормить, обогреть, вылечить и т.п.) нас у нее просто нет ресурсов. Ни с займом МВФ, ни без него. Ведь даже увеличеная помощь донора последней инстанции не перекроет тех денег, которые в Украине ежегодно переводили только работники (за прошлый год, по данным НБУ, около $12 млрд). И деньги МВФ не раздашь бизнесу и людям, потерявшим работу, как сейчас делают богатые страны. А зарабатывать и выживать самостоятельно власть впервые в истории независимой Украины посполитым запретила. Причем запретила таким образом, что теперь каждый полицейский по своему усмотрению будет толковать, что такое "общественные места", "прибрежная зона" или "средства индивидуальной защиты" - понятия отсутствуют в законодательстве Украины или законодательные дефиниции которых неприменимы в контексте карантинного постановления.

Повторюсь, проблема не в содержании карантинных мероприятий, хотя некоторые из них выглядят по меньшей мере непродуманными, если спрогнозировать, чего от них случится больше: пользы или вреда. Проблема в том, что наши права и свободы произвольно ограничивают неуполномоченные на то органы. Если Конституцию можно откровенно нарушать Кабмину, то почему нельзя отдельному министру или "губернатору", мэру или сельскому голове? Если дальше так пойдет, то завтра "карантин" со специфическим набором требований и ограничений в отдаленном селе введет местный участковый, который начнет запрещать селянам проводить посевную, пока они его не закроют в каком-то загоне. Кабмин своим постановлением № 255 буквально толкнул нас в пропасть правового хаоса.

Вместо местного пиночета диктатором здесь вероятно окажется украинский мугабе или малороссийский сомоса

Итак, как реагировать на этот вызов? Ответа на самом деле только два. Первый: смириться и признать, что объем реальных полномочий определяет только количество бойцов и стволов. А Конституция не стоит даже той бумаги, на которой она написана. Это типичный путь к диктатуре. Только вместо местного пиночета диктатором здесь вероятно окажется украинский мугабе или малороссийский сомоса.

Второй ответ на узурпацию власти записан в Декларации независимости США: "когда длинный ряд правонарушений и злоупотреблений властью [...] обнаруживает намерение подчинить народ абсолютному деспотизму, то народ имеет право и обязанность свергнуть такое правительство и установить новую форму страхования народа в будущем". Вторит ей и Всеобщая декларация прав человека: "нужно защищать права человека силой закона, чтобы люди не были вынуждены прибегать к восстанию против тирании и угнетения в качестве последнего средства защиты своих прав". В целом, по подсчетам ведущего специалиста в области конституционной статистики профессора Томаса Гинзбурга с Чикагского университета, в 2010 году конституции 38 стран (около 20% всех мировых конституций) закрепляли право народа на восстание против тирании.

Украинцам пришло время выбирать. Вернуться в беззаконие совка, когда записанные в конституции права и свободы были не более чем дымовой завесой для тайных инструкций ЦК КПСС, КГБ и МВД, а иногда - откровенного произвола местных партийных боссов, или сделать решающий рывок в мир верховенства права, в котором правила игры не всегда совершенные и справедливые, но они есть и более-менее одинаковы для всех. С сегодняшнего дня каждый украинец ежедневно будет делать свой выбор.

Оригинал

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

1

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи