Тарас Кузьо
Профессор Национального университета "Киево-Могилянская академия"
03.02.2019

4 внутренние угрозы для Украины, которые помогут России победить

Москва намерена спровоцировать нестабильность и привести к власти пророссийские силы

Угроза пророссийского реванша на выборах 2019 года - которая существовала в 1994, 2004 и 2010 годах - сведена на нет. Даже если бы представители бывшей Партии регионов (а сейчас - "Оппозиционного блока") выдвинули единого кандидата, он бы занял возможно третье место, не попав во второй тур выборов. Зато есть уже три пророссийские кандидаты. Самый популярный из них - Юрий Бойко - может рассчитывать только на четвертое место.

Три фактора разрушили шансы представителей пророссийского лагеря.

Во-первых, политический. Партия регионов - единственная в истории Украины политическая машина - распалась, а Коммунистическая партия вне закона.

Во-вторых, избиратели. 16% украинских избирателей и 27 избирательных округов в Крыму и Донбассе находятся под российской оккупацией. Более 90% из этих избирателей проголосовали за Виктора Януковича в 2010 году, Партию регионов и КПУ в 2012 году.

В-третьих, раскол. В ноябре 2018 года "Оппозиционный блок" раскололся, когда из его состава исключили представителей газового лобби, которые с 2006 года делили власть в Партии регионов и "Оппоблоке" с донецким кланом. Сила политической машины Партии регионов основывалась на ее единстве, которого сейчас уже нет.

Хотя российская мягкая сила в Украине значительно ослабла, Москва намерена воспользоваться четырьмя потенциальными угрозами для Украины, чтобы вмешаться в ее внутренние дела, спровоцировать нестабильность и привести к власти пророссийские силы.

Все кандидаты в президенты говорят и ведут себя так, будто в Украине действует президентская система, однако это не так

Первой угрозой является возвращение к "оранжевой" политической нестабильности и хаоса. Практически все кандидаты в президенты говорят и ведут себя так, будто в Украине действует президентская система, однако это не так. Так же и избиратели винят во всем не правительство, а президента. Тимошенко пообещала, что подаст в отставку после 100 дней пребывания на посту президента (это будет конец июля), если за это время не сможет побороть олигархов. Однако как она сможет сделать хоть что-то в переходный период между президентскими и парламентскими выборами, имея всего 20 лояльных депутатов? "Батькивщина" не входит в состав коалиции, а находится в оппозиции к правительству, которое продолжит исполнять свои обязанности до осени этого года.

Украинская гибридная парламентская система требует сосуществования между президентом и парламентской коалицией, которая формирует правительство. Среди всех кандидатов только Петр Порошенко имеет значительную поддержку в парламенте: его парламентская сила вместе с "Народным фронтом" Арсения Яценюка насчитывают 215 депутатов. Юлия Тимошенко (20), Олег Ляшко (21) и Андрей Садовый (25) имеют одинаковое количество депутатов, а в состав "Оппозиционного блока" входят 38 депутатов. В то же время Гриценко и Зеленский никогда не имели собственных парламентских фракций.

Парламентская модель функционировала в Украине дважды - после Оранжевой революции и Евромайдана - однако дала совершенно разные результаты

Парламентская модель функционировала в Украине дважды - после Оранжевой революции и Евромайдана - однако дала совершенно разные результаты. "Оранжевый" период сопровождали политическая нестабильность и хаос, публичные ссоры между президентом Ющенко, Тимошенко и Януковичем и закулисные сделки. Пять лет было потрачено впустую: не произошло никакого прогресса в реформах или борьбе с коррупцией, а шанс присоединиться к ПДЧ в НАТО было потеряно. Следствием этого стала контрреволюция 2010 года.

Зато после 2014 года было восстановлено политическую стабильность (даже несмотря на российскую вооруженную агрессию) и хорошие отношения между президентом, правительством и парламентом. Благодаря этому нынешний период стал наиболее продуктивным для осуществления реформ и продвижения на пути европейской интеграции за весь период независимости с 1991 года.

Сегодня рейтинги кандидатов возглавляет Тимошенко, и она имеет хорошие шансы стать президентом. Пытаться ли Тимошенко достичь компромисса с парламентом, или диктовать ему свои условия? Сможет ли она сотрудничать с премьер-министром не с "Батькивщины"?

Возвращение к "оранжевой" нестабильности и хаосу способно создать предпосылки для российского вмешательства во внутренние дела Украины, как это случилось в 2010 году.

Вторая опасность - усталость от Украины в ЕС и МВФ

Вторая опасность - усталость от Украины в ЕС и МВФ. "Батькивщина" и Тимошенко крайне вяло поддерживали реформы в течение последних пяти лет. Согласно рейтингу "Vox Ukraine", "Батькивщина" хуже всех пяти так называемых "проевропейских" фракций голосует за реформаторские законопроекты в парламенте. Сама Тимошенко в аналогичном рейтинге 423 депутатов занимает низкое 330-е место. Кроме того, из уст Тимошенко регулярно раздается резкая популистская критика МВФ - вроде той, которую используют Радикальная партия и "Оппозиционный блок".

Учитывая предыдущие пять лет, вряд ли можно рассчитывать, что президентство Тимошенко позволит продолжить реформы и европейскую интеграцию Украины. Тимошенко угрожала разорвать соглашение с МВФ, что поставит под угрозу сотрудничество Украины с ЕС и его государствами-членами. Ухудшение отношений Украины с ЕС приведет к восстановлению непонятной многовекторной внешней политики, что Россия и пророссийские силы непременно попытаются использовать в свою пользу.

Результатом этого станет новый виток усталости от Украины, с которой Украина уже сталкивалась в конце президентской каденции Ющенко. Тогда ее сопровождала стагнация в отношениях Украины с ЕС.

Третья опасность - заключение невыгодного "мирной" соглашения с Россией. Почти каждый третий украинец не доверяет Тимошенко в вопросах России вследствие ее отказа осудить российское вторжение в Грузию в 2008 году и нежелания объяснить мотивы заключения невыгодного газового соглашения с Россией в 2009 году. На этих выборах практически все кандидаты используют антивоенный популизм в своей агитации, однако никто не приводит конкретных деталей реализации своего "плана достижения мира".

На этих выборах практически все кандидаты используют антивоенный популизм в своей агитации, однако никто не приводит конкретных деталей реализации своего "плана достижения мира"

"Мирный план" Тимошенко один из наименее понятных, а ее предложение по формату "Будапешт плюс" в Вашингтоне восприняли негативно. Администрации Трампа, в частности, не нравится ее необдуманное предложение включить Китай к переговорному процессу по урегулированию конфликта на Донбассе, ведь США имеет существенные разногласия с Китаем в ряде важных вопросов. Во время голосований в ООН, касающиеся Украины, Китай или поддерживает Россию, или воздерживается.

Невыгодное "мирное соглашение" с Россией грозит политической нестабильности и даже вспышкой насилия со стороны ветеранов (которые, как и солдаты, не доверяют Тимошенко) и националистов - вроде беспорядков возле парламента в августе 2015 года. Россия непременно использует такое смятение и нестабильность, чтобы вмешаться во внутренние дела Украины.

Четвертая угроза касается нарушения стратегического партнерства Украины с США. Это партнерство играет ключевую роль для национальной безопасности Украины, и во время президентства Порошенко оно стало крепче и углубилось. После 2014 года значительно увеличилось количество сфер, в которых США и Украина наладили сотрудничество. США передают и продают Украине оружие и вместе с другими странами оказывают учебную и техническую помощь украинским вооруженным силам.

Ослабление американского вектора в украинской внешней политике создаст пробел в ее безопасности, которім охотно воспользуется Россия

Если во время правления следующего украинского президента отношения Украины с ЕС и НАТО начнут падать, это сведет на нет всю работу, которая была осуществлена ради налаживания стратегического партнерства США и Украины. Ослабление американского вектора в украинской внешней политике создаст пробел в ее безопасности, которім охотно воспользуется Россия.

Итак, ключевые угрозы для европейской интеграции и деруссификации Украины лежат в плоскости ее внутренней политики. Российская мягкая сила и пророссийские организации в Украине значительно ослабли и находятся на обочине. Однако если после выборов будет реализовано любой из описанных выше четырех сценариев, Россия снова получит возможность вмешаться во внутренние дела Украины.

Тарас Кузьо, для Gazeta.ua

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі