Львовское гетто. То, что нельзя забыть

Оно не удостоилось такой славы, как Бабий Яр, но там погиб цвет еврейской интеллигенции

Один немецкий политик ляпнул лестную новость для своих сограждан: Холокост начался с Бабьего Яра. То есть все, что было перед тем на территории оккупированной Европы, Холокостом не было.

В общем Бабий Яр у нас поднят на небывалую высоту, хотя по количеству погибших он значительно уступает жертвам Львовского гетто.

Бабий Яр у нас поднят на небывалую высоту, хотя по количеству погибших он значительно уступает жертвам Львовского гетто

Вот что пишет историк Виталий Нахманович: "Распространенное мнение: чем большее количество жертв указать, тем страшнее будет трагедия, поэтому вместо наиболее реальной цифры в 90-100 тысяч погибших называют 200, 300 тысяч.

Другой аспект – "соревнование жертв". Для многих важно, чтобы жертв Холокоста было больше, чем жертв Голодомора, и наоборот.

Кроме того, вокруг самого Бабьего Яра существуют спекуляции на тему: сколько расстреляли евреев и неевреев. Хотя точной цифры мы уже никогда не выясним, но по всем научным оценкам из общего количества жертв две трети были евреями. Однако поскольку идет "соревнование" за статус "властелина памяти" Бабьего Яра и распорядителя самой мемориальной территории, продуцируются мифы о том, что евреев якобы погибло гораздо меньше, чем на самом деле. Или, наоборот, что все или почти все жертвы Бабьего Яра – исключительно евреи".

Подобное видим и с жертвами Волыни - там цифры тоже скачут, как зайцы, и уже достигли полумиллиона.

Подобное видим и с жертвами Волыни - там цифры тоже скачут, как зайцы, и уже достигли полумиллиона

Профессиональные борцы с украинским антисемитизмом, которые в действительности являются лжецами и провокаторами и которые не замечают антисемитизма российского или какого-то другого, договорились уже до того, что евреев в Бабьем Яру расстреляли оуновцы, которые затем расстреляли самих себя.

Тот же Виталий Нахманович исследовал и доказал, что никакие оуновцы не участвовали в расстрелах, как и легендарный Буковинский курень, которого тогда еще в Киеве не было. Но это ничего не меняет. Проходимцы за кремлевские деньги и дальше поднимают шум о мифических украинских националистах, а к ним на страницу в Фейсбуке слетаются, как ночные мотыльки на свет, такие же проходимцы со всего мира.

И сегодня многие украинские евреев взывают о том украинском антисемитизме, которого на самом деле никогда не было и нет. Как и не было ни в одной другой стране мира городов, заселенных евреями на 50-90% - только на украинской этнической территории: Белз, Броды, Умань, Бердичев и другие.

Не было ни в одной другой стране мира городов, заселенных евреями на 50-90% - только на украинской этнической территории: Белз, Броды, Умань, Бердичев

Особенно раздражало этих ряженых праведников мое скромное замечание о том, что нам не известны среди погибших в Бабьем Яру другие интеллектуалы, кроме наших незадачливых оуновцев и их соратников.

Но это так. "Донесение о событиях в СССР" № 164 от 4 февраля 1942 года гласит: "В Киевской области борьба против коммунистов все больше трансформируется в борьбу против национальных украинских формирований... Конфискованный письменный материал, а также свидетельства различных арестованных в последнее время сторонников Бандеры снова доказывают, что сторонников Бандеры невозможно привлечь к любому позитивному сотрудничеству. Поэтому остается только полностью уничтожить это движение".

В Бабьем Яру погиб 621 украинский патриот

Всего в Бабьем Яру погиб 621 украинский патриот. А среди них поэтесса Елена Телига, поэт Иван Ирлявский, драматург, автор пьесы "Триумф прокурора Дальского", которая с большим успехом шла во Львове, Константин Гупало, поэты Яков Цапир, Евгений Фомин, Николай Шпак, прозаики Федор Бахтинский и Петр Радченко, а еще публицисты и работники газеты "Українське Слово" Орест Чемеринский, Василий Кобрин, Анна и Иван Рогачи, Тодозя, Евгения и Евгений Суховерский, Михаил Телига, Дарья Гузар-Чемеринская, Иван Яковенко, а также бургомистр Киева Владимир Багазий.

Конечно, это не полный список известных людей, погибших в Бабьем Яру. Среди них есть один еврей и одновременно украинский поэт Николай Первач (настоящее имя Яков Гальперин), который тоже публиковался в "Українському Слові" и проклинал Сталина и радовался немцам-освободителям. О чем, конечно, ряженые никогда не напишут. Как и о том, кто именно прятал поэта от немцев.

При регистрации населения немцами в ноябре 1941 года Яков заявил, что паспорт потерял, чтобы не выдать своего еврейского происхождения. Поскольку в таком случае надо было представить двух поручителей, то, как подтвердил Бердичевский, именно украинские националисты помогли ему. Одним из них стал Светозар Драгоманов, у которого Яков поселился. Поэт Наум Коржавин писал: "Именно украинские националисты долго спасали моего друга, талантливого поэта Якова Гальперина".

Елена Телига 15 января 1942 года в письме ведущего деятеля ОУН Лащенко писала: "Яков засыпает меня теперь очень хорошими стихами с посвящениями и без посвящений мне, но стихами насквозь"нашими".

Львовское гетто не удостоилось такой славы, как Бабий Яр, но там погиб цвет еврейской интеллигенции Галичины

А теперь заглянем во Львовское гетто. Оно не удостоилось такой славы, как Бабий Яр, его не воспела и не оплакала Марианна Кияновская, его вообще никто не воспел. Но там погиб цвет еврейской интеллигенции Галичины. Там погибли еврейские профессора, художники, музыканты, композиторы, скульпторы. Это впечатляющий список потерь.

Вот имена только писателей, связанных со Львовом, и погибших во время Холокоста: Шмуэль Якоб Имбер, Довид Кенигсберг, Мойжеш Канфер, Исидор Берман, Даниэль Ир, Мавриций Шимель, Стефан Умер, Кароль Дрезднер, Минка Зильберман, Альфред Носсиґ, Ансельм Литвак, Виктор Пордес, Абрахам Эрлих, Зофия Цукерова, Ежи Рейтман, Руна Рейтманова, Артур Лаутербах, Юлиуш Вит, Рафаэль Фридман, Аврогем Герц Фенстер, Бронислав Майер, Дебора Фогель, Бэр Горовиц, Артур Жечица (настоящая фамилия Буксбау ), Герш Вебер, Лаура Вюрцберґ, поэт и художник Остап Ортвин, писатель и редактор газеты "Хвиля" Генрик Гешелес, Бруно Шульц и многие, многие другие.

Не забыть бы еще Эмануэля Шлехтера, автора песен "Тілько ві Львові", "Серце батяра" и многих других.

Немало львовских еврейских интеллектуалов и художников погибли за пределами Львова, как выдающийся историк Луция Харевичова, без трудов которой мой роман "Аптекарь" много бы потерял, или поэтесса Зузанна Ґинчанка.

По трезвым оценкам историков, в Бабьем Яру погибло около 60 тысяч евреев, а во Львовском гетто и в Яновском концлагере — 138,7 тысяч

Итак, по трезвым оценкам историков, в Бабьем Яру погибло около 60 тысяч евреев, а во Львовском гетто и в Яновском концлагере — 138,7 тысяч. И каких евреев!

Это упоминание о выдающихся личностях из Львовского гетто ни в коей мере, очевидно, не подменяет трагедии Бабьего Яра. Но потери для еврейской науки и культуры здесь несоизмеримы. Очень хорошо, что есть мемориал в Бабьем Яру, но неужели сотни тысяч расстрелянных в Лисиничанському лесу стоят чествования их памяти?

Перепечатывается с разрешения издания "Збруч"

Перевод на русский - Gazeta.ua

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

1

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі