«Окончательное урегулирование» уже не за горами?

Несколько знаковых событий, которые могут иметь далеко идущие последствия для конфликта на Донбассе

Написать данную публикацию заставил развитие событий, которое, в общем, соответствует логике, прогнозируемой в предыдущем тексте относительно переговоров Волкера и Суркова.

В середине ноября состоялось несколько знаковых событий, которые могут иметь далеко идущие последствия для конфликта на Донбассе.

Во-первых, в многочисленных комментариях представителей России и США не раз повторялась тезис, что конечной целью реализации идеи с введением миротворцев на территорию ОРДЛО является полная реализация "Минских соглашений". Тем самым, публично было опровергнуто распространенную в отечественных СМИ концепцию, что, мол, миротворцы - это такая альтернатива "Минска". На самом деле, и в Вашингтоне, и в Москве никто подобным образом ситуацию не рассматривает, что и было подтверждено официально.

Конечной целью реализации идеи с введением миротворцев на территорию ОРДЛО является полная реализация "Минских соглашений"

Итак, высказанный ранее тезис, что Москва может пойти на поддержку идеи введения миротворцев в ОРДЛО, только если получит гарантии полной реализации "Минских соглашений", приобрела подтверждения.

Предыдущий прогноз, сделанный на основании анализа источников, теперь эмпирический факт. Более того, становится очевидно, что реализация "Минских соглашений" - это именно та "рамка", в которой сейчас обсуждаются дальнейшие шаги по принятию и осуществления резолюции Совбеза ООН по миротворцах.

Второй важный момент - это возвращение в публичный переговорный процесс по конфликту на Донбассе спецпредставителя Украины по гуманитарным вопросам в Минской контактной группе - Виктора Медведчука. Когда я раньше предполагал, что за основу в реализации Минских договоренностей может быть взят именно "план Медведчука", то речь шла именно о предположении, основанном на догадках и интуиции. А также то, что именно первый этап "плана Медведчука" предусматривает принятие решений по имплементации "политической части" "Минских соглашений". В частности, законопроектов об особом статусе ОРДЛО, амнистии участникам событий на Донбассе и о выборах на этих территориях, об изменениях в Конституцию по децентрализации полномочий от Киева в регионы Украины.

Однако 15 ноября сам автор плана громко вошел в информационное пространство, проведя встречу с Путиным. По ее итогам российский президент заявил о возможности обмена пленными. Речь идет об освобождении более 70 бойцов АТО в обмен на 304 сторонников самопровозглашенных ДНР/ ЛНР.

Если такой обмен состоится, он будет самым масштабным за все время боевых действий на Донбассе. Вряд ли случайно информация о нем появилась именно сейчас. Ну и это не может быть не связано с переговорами между представителями Кремля и Белого Дома, последний раунд которых завершился буквально накануне.

Какие выводы напрашиваются по итогам всех этих событий?

Во-первых, такой масштабный обмен с дипломатической точки зрения выглядит сигналом о готовности Кремля к прекращению войны и переходу к политическому урегулированию. По сути, это выглядит как "жест доброй воли", который предусматривает, что официальный Киев и Вашингтон в ответ согласятся на встречные шаги.

Кремль явно демонстрирует статус Медведчука как "переговорщика №1"

Во-вторых, Кремль явно демонстрирует статус Медведчука как "переговорщика №1", с которым руководство РФ готово вести переговоры. "Решая вопросы" лично с Медведчуком, Путин задает формат и статусность переговорного процесса. И это тоже вряд ли случайность. Скорее, это тоже дипломатический жест, ориентированный, в том числе, и в подтверждение статуса "плана Медведчука" как "рабочего документа", который Кремль готов признать основным инструментом политического урегулирования.

В-третьих, сам по себе обмен может преследовать и вполне отчетливые коммуникативные задачи, чтобы облегчить прохождение ключевых решений через украинский парламент. Понятно, что освобождение 74 пленных будет знаковым событием, за которым будет наблюдать вся Украина. Эмоциональный фон, который продемонстрирует украинское общество в ответ на возвращение героев войны, должен способствовать прохождению через парламент ряда решений, предусмотренных "Минскими соглашениями".

На основе этих дипломатических сигналов можно восстановить общую архитектуру тех договоренностей, которые могут иметь связь с пунктами проекта резолюции ООН, по которой сейчас ведутся оживленные дискуссии.

Очевидно, сами договоренности выходят за рамки текста резолюции и предусматриваются в виде "обмена любезностями" между основными игроками в виде США и РФ, которые должны предшествовать введению миротворцев в ОРДЛО.

Первым раундом должен быть обмен пленных. Далее - введение миротворческого контингента на линию разграничения. Потом - политические решения со стороны Верховной Рады. И, наконец, введение миротворцев во всю зону конфликта

Похоже, первым раундом должен быть именно "обмен пленных". Далее - вопрос безопасности, например, в виде введения миротворческого контингента на линию разграничения. Потом - политические решения со стороны Верховной Рады (амнистия, проведение выборов на Донбассе, особый статус для ОРДЛО, изменения в Конституцию относительно децентрализации и т.д.).

И, наконец, введение миротворцев во всю зону конфликта должно быть сигналом об урегулировании конфликта.

Еще одним сигналом о вероятности такого сценария служит внезапное отложение рассмотрения Верховной Радой законопроекта о "реинтеграции Донбасса", в котором предполагалось признание России агрессором. Очевидно, принятие этого закона затормозило бы обмен пленными и дальнейшие шаги. Поэтому украинский парламент перенес рассмотрение документа с 16 ноября на декабрь. При этом, не исключено, что в декабре парламент будет рассматривать не этот текст, а совсем другие законодательные инициативы.

Петр Олещук, для Gazeta.ua

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи