Что привез в Киев Курт Волкер

Перспективы резолюции Совбеза ООН

Очередной визит Курта Волкера в Киев прошел на удивление тихо. После двухчасовой встречи спецпредставителя США единственное, что было озвучено для СМИ - это информация об обсуждении освобождения украинских заложников.

Сам Волкер стал гораздо менее "разговорчивым" по сравнению с первыми днями выполнения своих функций, когда он щедро раздавал интервью и делал приятные украинцам заявления о решительном отстаивании территориальной целостности нашей страны.

Собственно, молчание началось примерно с начала регулярных встреч представителя Госдепа со своим российским "визави" - Сурковым. Последняя из них состоялась в октябре в Белграде и также сопровождалась молчанием всех сторон, вряд ли случайно.

Единственное важное заявление Волкера во время последнего посещения Киева касалось введения миротворцев в ОРДЛО

Единственное важное заявление Волкера во время последнего посещения Киева касалось введения миротворцев в ОРДЛО. Он даже выразил убежденность, что еще до нового года примут резолюцию Совбеза ООН, которая урегулирует этот вопрос.

Теперь самое интересное. Эта резолюция возможна только при одном условии. Россия будет поддерживать ее во время голосования в Совете Безопасности ООН, или по меньшей мере не будет ветировать, то есть одобрит неявно. Но в любом случае эта резолюция должна быть согласована с Россией, иначе документ не будет иметь перспектив.

Очевидно, именно обсуждению содержания резолюции Совбеза ООН по миротворцам и посвящены многочисленные встречи за "закрытыми дверями" Суркова и Волкера. Похоже, именно содержание резолюции и заставляет участников переговоров максимально скрывать конкретные договоренности.

Но мы можем пытаться восстановить их содержание только косвенно, на основе определенных заявлений и практических шагов.

Очевидно, прямое отношение к договоренностям имеет принятие Верховной Радой 6 октября законопроекта о продлении на год "особого порядка самоуправления" в отдельных районах Донецкой и Луганской области. Поскольку это произошло буквально накануне белградской встречи Суркова и Волкера, кажется, что именно "особому статусу" части Донбасса и предоставляется особый вес в формулировках, которые в итоге будут положены в основу как резолюции Совбеза ООН, так и конкретного механизма урегулирования.

Заручившись поддержкой Верховной Рады и президента для принятия данного закона, Волкер продемонстрировал принципиальную договороспособность Украины, и, очевидно, предложил Суркову продемонстрировать собственную готовность участвовать в урегулировании.

Здесь есть еще один важный момент, о котором стоит упомянуть. Ведь как показывает развитие ситуации в последнее время, канал Волкер-Сурков не единственный инструмент в общении Москвы, Киева и Вашингтона.

Медведчук руководит "каналом номер один" в коммуникации Москвы и Киева

В последнем номере издания "Новое время" вышла статья, посвященная бывшему главе администрации президента Кучмы - Виктору Медведчуку. В ней, в частности, утверждается, что в последнее время политические позиции спецпредставителя Украины по гуманитарным вопросам в Минской контактной группе лишь усиливаются. В первую очередь благодаря тому, что именно Медведчук руководит "каналом номер один" в коммуникации Москвы и Киева. Как отмечает, в частности, бывший депутат Госдумы Илья Пономарев: "У Владимира Владимировича [Путина] представление о том, что все вопросы в Украине можно решать только с одним человеком. И это Медведчук ". Подтверждает мнение россиянина и его украинский "коллега" Вадим Рабинович. "Он - единственный мостик между Киевом и Москвой", - рассказывает Рабинович, который регулярно общается с Медведчуком. По его информации, за последние несколько лет, несмотря на запрет прямых авиасообщений между Украиной и РФ, Медведчук 84 раза летал из Киева в Москву. И происходило это, мол, с разрешения Банковой. "Он приезжает в Москву - и сразу едет к Путину. Он приезжает в Киев - и едет к Порошенко. Значит, это выгодно обеим сторонам, - считает Рабинович.- Тайная дипломатия всегда существовала и приносила результат ".

Появление именно сейчас информации о канале коммуникации в лице Медведчука интересно тем, что он - автор одного из первых "мирных планов" по ​​урегулированию конфликта на Донбассе. И этот "мирный план", хотя и был предложен давно, продолжает циркулировать под разными названиями. Например, некоторое время назад его "экспортный вариант" был известен как "формула Штайнмайера" или "план Эро". Сущность его заключается в реализации "политической части" Минских договоренностей. В частности, принятии законов: об особом статусе ОРДЛО, о проведении выборов на этих территориях, об амнистии для участников событий на Донбассе, и, наконец, о закреплении особого статуса ОРДЛО в Конституции Украины.

Не исключаю, что и "план Медведчука" обсуждается в среде политического истеблишмента и на международном уровне. По крайней мере, это бы объяснило, почему нужно сейчас напускать столько "тумана" в отношении конкретного содержания договоренностей по "миротворческой" резолюции ООН.

При этом, как свидетельствуют другие публикации, Россия готова в "миротворческой резолюции" признать некоторые положения, которые отличаются от ее начальной позиции. В частности, если сначала Россия считала, что в ОРДЛО достаточно ввести миротворцев на линию разграничения сторон, то теперь якобы готова обсуждать идею о введении вооруженных контингентов на всю территорию конфликта. Однако, очевидно, любые уступки в формулировках со стороны Москвы возможны только в обмен на другие уступки. Поэтому, похоже, в Кремле весьма недвусмысленно намекнули, что ждать от Киева дальнейшей реализации политической составляющей "Минских договоренностей".

Становится понятным, почему украинская власть так спешила с проектом "особого порядка на Донбассе". Это рассматривалось в качестве сигнала для Москвы о готовности к дальнейшему обсуждению политических решений

Если посмотреть на вопрос под таким углом, становится понятным, почему украинская власть так спешила с проектом "особого порядка на Донбассе", который реально пока не действует. Очевидно, это рассматривалось в качестве сигнала для Москвы о готовности к дальнейшему обсуждению политических решений. И, в частности, непосредственного содержания договоренностей, которые должны быть закреплены в решении Совбеза ООН.

Похоже, прежде чем соглашаться на введение миротворцев, Россия ожидает гарантии, что это не замещать собой выполнение "Минских договоренностей", а потому ожидает конкретные гарантии и политические шаги. Собственно, вокруг последних и ведутся консультации последнее время на всех уровнях и по всем каналам.

Вырисовываются три сценария.

1. Введение миротворцев, на которое Россия согласится после практической реализации названного выше плана (выборы, закон об особом статусе, амнистия и изменения в Конституцию), что может натолкнуться на сопротивление на уровне Верховной Рады.

2. Введение миротворцев и формирование временных администраций на территории ОРДЛО под руководством ООН. Эта идея популярна среди украинской стороны, однако противоречит "Минским соглашениям", и не найдет поддержки со стороны России.

3. Сохранение статус-кво на неопределенный срок.

В то же время, для президента Порошенко важно продемонстрировать успешность реализации "мирных инициатив" и реальный прогресс в урегулировании до выборов 2019 года. Поэтому похоже, что уверенность Волкера в скорейшем принятии резолюции ООН не кажется такой уж безосновательной. Пока продолжается "челночная дипломатия", стороны обмениваются позициями, которые не спешат обнародовать. Значит, речь идет о непростых и компромиссных решениях. Поэтому и "щеголять" ими никто не спешит.

Петр Олещук, специально для Gazeta.ua

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

1

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі