Тарас Кузьо
Профессор Национального университета "Киево-Могилянская академия"
13.10.2016
10

Некоторые секреты Минска-2: чем Порошенко удивил Меркель

Немцы спросили украинского президента, почему он готов отдать так много в Минске

В сегодняшнем мире ничего не остается конфиденциальным, и разговоры, которые я имел в течение последних двух месяцев, заставляют посмотреть на подписание президентом Порошенко вторых Минских соглашений под другим углом. Украинцы любят обвинять в своих бедах других, не смотря на поведение собственных клептократических "элит".

В 2009 году советник президента по вопросам национальной безопасности Владимир Горбулин сказал послу США в Украине, что "в Киеве два российские посольства, и в одном из них говорят на немецком языке". Сергей Лещенко, в свою очередь, написал, что "Киев в каком-то смысле поддался давлению Берлина: тогда канцлер Ангела Меркель побаивалась, что американцы подорвут эксклюзивность Германии в роли европейского лидера".

Два совершенно разные источники рассказали мне одинаковую историю о Порошенко в Минске в феврале 2015 года. Эти истории происходят от немецких дипломатов, которые впоследствии передали их немецкому и украинскому экспертам.

Немецкий эксперт сказал мне такое: "В Украине убеждены в том, что Германия и Франция надавили на Порошенко, чтобы тот подписал Минск-2. В то же время люди из офиса немецкого канцлера прямо говорят, что Меркель предостерегала Порошенко не подписывать эти соглашения, однако он их подписал".

Украинский эксперт, в свою очередь, сообщил мне, что во время переговоров в Минске Меркель позвала Порошенко и спросила его: "Господин президент, вы отдаете не слишком ли много?"

Эта информация проливает совсем другой свет на переговоры по Минску-2. Пиарщики из президентской администрации раскручивали миф о том, что Порошенко был вынужден подписать невыгодные Минские соглашения под давлением Германии и Франции. В соответствии с этой интерпретацией, Германия и Франция вступили в сговор с Россией, чтобы сломать Украину.

Хотя русофильские тенденции в Германии безусловно существуют (в частности среди социал-демократов, крайних левых и правых национал-популистов), следует отдать Меркель должное за то, что она возглавила кампанию за введение санкций среди стран ЕС. Меркель чувствует себя преданной Путиным, который постоянно врал ей (и всем остальным).

Германия также стоит перед уникальной угрозой со стороны путинской агрессии против европейской системы безопасности, созданной после 1991 года. Германия – единственная из стран Оси (не Австрия, Италия или Япония), которая искупила свое нацистское прошлое и через него боится строить сильную нацию. Немецкая идентичность расстворилась в ЕС.

Немецкому подхода сейчас грозит кремлевская агрессия против европейской структуры безопасности и поддержка Путиным антиевропейских национал-популистов и неонацистов.

Если Меркель проиграет следующие выборы и к власти придут социал-демократы, Германия больше не сможет поддерживать санкции

Если Меркель проиграет следующие выборы в Германии и к власти придут социал-демократы, Германия больше не сможет поддерживать санкции. Это полностью их разрушит. Немецкое правительство социал-демократов, как свидетельствует пример агента "Газпрома" Герхарда Шредера, будет значительно более русофильским.

Существует четыре возможные причины того, почему Порошенко подписал ужасные Минские соглашения в феврале 2015-го.

Во-первых, украинский главнокомандующий мог просто оказаться трусом и запаниковать перед лицом военной угрозы России. Однако он не имел оснований для этого, ведь в военном плане Украина в прошлом году была в лучшей позиции, чем в 2014-ом. Украинские киборги защищали Донецкий аэропорт от бешеных атак, в то время как во время битвы за Дебальцево смогло выйти оттуда большинство украинских военных - в отличие от осады Иловайска в позапрошлом году.

Российские тактические группы, вторгшиеся в Украину в 2015 году, чтобы поддержать сепаратистов, были легкими мишенями для авиации. Однако Украина так и не использовала свои (хоть и слабые) воздушные силы.

Второй фактор, тесно связанный с первым, заключается в советской пренебрежительной манере, с которой украинские "элиты" относятся к собственному народу. Несмотря на то, что Украина пережила две революции за одно десятилетие, ее "элиты" не изменили свое пренебрежительное отношение к собственным гражданам и так же их не уважают. Они продолжают играть с правилами, а не по правилам, избегать ответственности и оставаться над законом. Такое отношение будет преобладать среди них до тех пор, пока представители "элит" не попадут в тюрьму и не начнут вести себя по-другому, опасаясь собственных граждан и равенства всех перед законом.

Презрительное и пренебрежительное отношение "элит" к украинским гражданам выливается в недоверие к солдатам, добровольцам и волонтерам. Именно этим можно объяснить умаление Порошенко роли добровольцев в событиях 2014 года, за которое его подвергли жесткой критике.

В-третьих, Порошенко, очевидно, подошел к Минску-2 так же, как это делают все олигархи и постсоветские лидеры – как правовой нигилист. Вспомним тысячи документов, которые подписывали на заседаниях стран СНГ и потом никогда не выполняли.

Здесь можно увидеть наивность и Запада, и команды президента. "Freedom House" определяет Россию как консолидированный авторитарный режим, в котором отсутствует верховенство права. Единственным законом в России является Путин, а главным криминальным авторитетом – Кремль. Можно ли себе представить, что Путин – мафиозный дон – выполнит любую сделку, которую подписал, после того как он растоптал Будапештский меморандум, межгосударственный украинско-российский договор и многочисленные международные соглашения, аннексировав Крым и вторгшись на Донбасс?

Четвертое возможное объяснение заключается в том, что Порошенко никогда не собирался выполнять Минск-2. Этот документ имеет сомнительную юридическую силу, поскольку не был ратифицирован Верховной Радой и не имеет никакого юридического статуса в украинском законодательстве. Не собираясь его подписывать или передавать на ратификацию в парламент, Порошенко подтвердил свой правовой нигилизм.

Мы знаем одно – в феврале 2015 года Порошенко запаниковал и подписал вторые Минские соглашения. Мы также знаем, что немцы считают, что Порошенко согласился на слишком большие уступки и мог выторговывать лучшую сделку. Почему он поступил именно так и кто еще, кроме главнокомандующего, ответственный за то, что дал ему такой совет?

Украинцы должны решить, является ли он трус? Предатель? Или просто некомпетентен главнокомандующий?

Тарас Кузьо, специально для Gazeta.ua

Если вы заметили ошибку в тексте, выделите ее мышкой и нажмите комбинацию клавиш Alt+A
Комментировать
Поделиться:

Комментарии

10

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі