пятница, 15 декабря 2017 05:06

"Вез мясо через семь блокпостов и имел восемь тысяч за поездку"

 

- Проезжал пропускной пункт "Марьинка" в военной форме, на военной машине. На меня смотрят 10 взрослых мужчин и перекладывают мясо из пакета в пакет. Не должно быть так, - говорит 32-летний Андрей Рымарук, боец АТО, волонтер фонда помощи армии "Вернись живым".

Контрабанду на оккупированный Донбасс доставляют пятью способами

15 марта Совет национальной безопасности и обороны запретил грузовые перевозки через линию разграничения. Независимый антикоррупционный комитет по вопросам обороны - НАКО исследовал нарушение этого запрета.

- Контрабанда очень прибыльна. Это нивелирует риск. На оккупированных территориях цены на 30 процентов выше киевских. Мясо, алкоголь, фрукты и овощи - на 60 и больше, - говорит аналитик НАКО 25-летний Артем Давиденко. – В 2015-ом водитель 20-тонного грузовика за ночь мог заработать 20 тысяч гривен. Водитель легковушки с прицепом вез мясо через семь блокпостов и имел 8 тысяч. Зарплаты на оккупированных территориях на 40 процентов ниже, чем в остальной Украине. Промышленность упала на треть по сравнению с довоенной. Высокий спрос на украинские товары. Большинство опрошенных назвали их лучше русских и белорусских.

Есть пять способов, при помощи которых к оккупантам вывозят нелегальные грузы.

- Первый - через гуманитарно-логистические центры. Так перевозят товары для розничной торговли. Скажем, к центру приезжает 5-тонный фургон, - объясняет детали схемы Андрей Рымарук. - Перед пропускным пунктом товар перепаковывают на "челноков", которые переносят все на ту сторону. Такой может пересечь границу за сутки пять раз. С ними "в доле" пограничники. В Майорске один хотел у меня купить тепловизор. Откуда имел при себе 80 тысяч гривен?

Второй способ - через автомобильные коридоры. Записывают груз как "гуманитарку". Перевезти без помощи украинских силовиков невозможно, объясняет Артем Давиденко.

Третий - контрабанда через семь железнодорожных коридоров. Была раньше. Тогда возили товары в двойном дне вагонов или цепляли нелегальные. Перестали с прекращением железнодорожного сообщения 15 марта.

Четвертый путь - в обход пунктов пропуска. Линию разграничения пересекают в "серой зоне" за плату отдельным военным. В позапрошлом году платило от 2 до 20 тыс. грн за один блокпост. За все - 25-120 тыс., в зависимости от груза. К этим схемам привлечены люди из Вооруженных сил, фискальной и Госпогранслужбы.

Пятый способ - "прерванный транзит". Товар декларируют на таможне Западной Украины как транзитный, например, в Казахстан. В России накладную меняют. Груз заезжает к оккупантам через неконтролируемые участки границы.

- Пятый путь еще более красивый - так называемый "режим экспорта", - говорит Артем Давиденко. - Грузовик из Харькова едет в Ростов-на-Дону. На таможне должен оплачивать все сборы. На месте водитель показывает письмо от фирмы-получателя с отказом от товара. Русская таможня дает ему разрешение вывезти товар обратно в Украину. Везут через оккупированную территорию в Луганск или Донецк. Это законно, потому что те земли - украинские.

- В законе термина "линия разграничения" нет, - говорит заместитель министра по вопросам временно оккупированных территорий 54-летний Георгий Тука. - Однако есть порядок ее пересечения. Когда там задерживают перевозчиков, суд не считает это контрабандой. Потому что это - не государственная граница. Штрафы - смешные. За товар на миллионы суд может требовать до 2,5 тысячи гривен.

- Человека, а часто и товар, не задерживают. Это наказание - часть расходов, - говорит Артем Давиденко. Некоторых водителей так задерживали до пяти раз в сутки.

Должны почувствовать неотвратимость наказания

Эксперты предлагают пять шагов, чтобы уменьшить коррупцию на линии столкновения.

1. Открыть доступ людей к гуманитарно-логистическим центрам. Публиковать объемы торговли и сколько жителей ими воспользовались. Потребность в таких центрах - сомнительная.

2. Повысить мотивацию силовиков. Одновременно должны почувствовать неотвратимость наказания. Для этого усилить службы внутренней безопасности.

3. С "режимом экспорта" бороться тяжелее всего. Надо сотрудничать с пограничниками РФ. Очевидно, что этого не будет. Силовикам стоит вычислять и задерживать контрабандистов - водителей и компании.

4. Повысить штраф за нарушение с 3400 грн до 3 тыс. не облагаемых налогом минимумов. Это - почти 51 тыс. грн.

5. Разработать механизмы следствия. Тогда можно привязать штрафы к объему контрабанды, изымать доказательства и транспорт.

Сейчас вы читаете новость «"Вез мясо через семь блокпостов и имел восемь тысяч за поездку"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Залишати коментарі можуть лише зареєстровані користувачі