четверг, 26 ноября 2020 05:45

"Студенты воспринимают лектора не более 20 минут"

 

С начала октября Киевский национальный университет им. Тараса Шевченко находится на карантине. Занятия проводят дистанционно. Как это повлияло на учебный процесс, рассказывает проректор по научно-педагогической работе 53-летний Владимир Бугров.

Онлайн-обучение в КНУ продолжается более полугода - с весны, когда объявили карантин по стране. Какие выводы можно сделать?

- Дистанционное обучение показало, что в преподавании мы остались на уровне 1980-1990 годов. На лекциях пытаемся рассказать то, что в учебнике. Забываем, что у студентов сейчас такой же доступ к литературе, как у преподавателей.

Дистанционно они воспринимают лектора не более 20 минут. За это время надо выложить важное. Далее студент должен участвовать в обсуждении и дискуссии. А оставшийся материал обрабатывает самостоятельно.

Конечно, есть предметы, где лекция нужна. Скажем, в математике - это совместное решение задач. Я часто привожу студентам пример Джоан Роулинг. Когда она описывала Гогвардс в книгах о Гарри Поттере, ничего не придумывала. Это обычная британская система образования. Сначала определенные задачи, вступление к курсу, а дальше - библиотека, лаборатории. И сотрудничество с наставником, который направляет усилия, заполняет пробелы в знаниях.

Что самое главное в онлайн-обучении?

- Взаимодействие. Иначе студент отключается в прямом и переносном смысле. Вместо него стоит "аватарка". Преподаватель должен давать каждому задание, которое нужно выполнить коллективно. Лучший формат - совместные проекты. Тогда каждый чувствует свою включенность в процесс.

Сейчас обсуждается создание онлайн-курсов. Киевский национальный университет готов к этому?

- Это не так просто сделать. Там есть правила. Скажем, нужно знать, как проводить итоговые проверки после таких курсов. Часто для контроля знаний мы выбираем тесты. Но в США наука тестологии существует более 100 лет. И они дискутируют о том, как студенты воспринимают тестирование, как его надо сдавать на самом деле. Мы же без всяких угрызений совести пишем тесты, не зная хорошо ли они оценивают знания на самом деле. Задача теста, как и любой экзаменационной работы, - оценить, что студент усвоил. Ищем, кто для нас - преподавателей, провел бы курс тестологии.

Очевидно, часть дистанционного обучения останется и после карантина. Не приведет ли это к сокращению преподавателей?

- Нет. Но преподавателям придется изменить подход к чтению лекций. На самом деле это непросто - требования растут, но другого пути нет.

Что значит качественное высшее образование?

- Его принципы должны дать ответ на четыре вопроса: кто учит? Кого учат? Чему учат? И как? Эти вопросы на первый взгляд кажутся простыми. А в совокупности разворачиваются в стратегию современного университета. Чтобы быть успешными, привлекательными для абитуриентов, работодателей и меценатов, украинские вузы должны честно ответить на эти вопросы.

Что изменилось в учебном процессе за последние годы?

- Британская система считается одной из лучших по качеству. В ней кадры подбирают под конкретную программу. Более того, она адаптируется под потребности каждого студента, учитывает его интересы. У нас же часто подбираем преподавателей на кафедру, а не под программу. А интересы студентов уступают интересами преподавателей.

Должны исходить из того, что студент выбирает специальность, где есть шанс стать успешным. Он получает образование, чтобы работать и получать достойную зарплату.

Сейчас вы читаете новость «"Студенты воспринимают лектора не более 20 минут"». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи