7 февраля 1906 года родился авиаконструктор Олег Антонов. При жизни он создал 52 планера и 22 самолета.
- Олега Антонова называют "Антеем мировой авиации". Он внес весомый вклад в историю мирового авиастроения, - рассказывает Gazeta.ua директор Государственного музея авиации имени А.К. Антонова и авиаэксперт Александр Рыков.
В чем заключается особенность подходов Олега Антонова к проектированию самолетов по сравнению с другими советскими авиаконструкторами?
- Это был очень талантливый многогранный человек. Он рисовал, писал стихи, увлекался спортом. В целом его можно поставить в один ряд с такими конструкторами, как Туполев, Ильюшин и Яковлев. Но его авиационная школа все-таки немного отличается от их, потому что он в основном пытался делать гражданские самолеты с широким полем применения.
Правильно ли называть его создателем именно украинской авиации?
- Безусловно. Благодаря тому, что конструкторское бюро Олега Антонова начало функционировать в Киеве, украинское авиастроение получило очень большой толчок для развития. Многие заводы в Украине стали производить продукцию, которая использовалась для построения самолетов марки Ан. Его непосредственная работа как генерального конструктора этого бюро привела к росту авиационной промышленности всей нашей страны и мы до сих пор пользуемся плодами его наработок. Благодаря работе этих предприятий наша страна в авиационной сфере очень известна.
Не только Ан-124 "Руслан" и Ан-225 "Мрия" являются визитками нашей страны, но и тот же Ан-2 - многоцелевой самолет, который чрезвычайно известен за рубежом.
В 1999 году в Международный аэрокосмический зал славы Аэрокосмического музея в американском штате Калифорния внесли имя Олега Антонова. По вашему мнению, почему это сделали?
- Тот вклад, который сделал Олег Константинович и те его технические идеи, которые были им же и воплощены в металл в его конструкторском бюро, позволили во многом и другим авиационным конструкторам реализовать свои проекты. Очень много технических идей Олега Константиновича распространялись и среди других конструкторских бюро. Например, Ил-76 - транспортный самолет Ильюшина. В ходе его создания использовали наработки по конструкции кабины экипажа, над которыми работал Олег Константинович Антонов. Еще один яркий пример - самолет Яковлева - Як-40 - его прообразом выступал самолет совместной работы Антонова и Бериева - Ан-30. Это говорит о том, что его пребывание в том зале славы - абсолютно заслуженное.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Самолет-рекордсмен сделали в Украине
При жизни Олег Антонов создал 52 планера и 22 самолета. Это мало или много по сравнению с другими авиаконструкторами?
- Это очень большое количество самолетов. И здесь нужно смотреть не только на цифры, но и учитывать то, что почти все эти самолеты стали серийными. Количество самолетов марки Ан - это большой вклад в мировую авиацию. То есть здесь важно не только количество, но и качество, а оно у самолетов марки Ан доказано годами эксплуатации. Многие из них эксплуатируются до сих пор.
В чем секрет успеха Антонова?
- Прежде всего, талант. Второе - любовь к небу, к авиации. Он всю жизнь этим увлекался с самого детства, хотел быть пилотом. У него, к сожалению, не получилось, поэтому он стал конструктором авиационных планеров. Благодаря планерам он досконально освоил знания по динамике полета, по аэродинамике. Все это он применял в последующих конструкциях, что позволило получить такие уникальные самолеты Антонова, которые имеем на сегодняшний день.
Какие из самолетов, построенных по проектам Олега Антонова, можно назвать легендарными?
- Безусловно, это Ан-2 - воздушный вездеход. Очень многофункциональный самолет. Целая линейка самолетов, построенных на базе легендарного Ан-24, который летает до сих пор. Это грузовые самолеты Ан-26 и Ан-32, самолеты специального назначения Ан-30.
Также можем сюда добавить Ан-22 "Антей". Это первый в мире большой военно-транспортный самолет. И дальше уже идут непосредственно "Руслан" и "Мрия".
Почему столь успешным стал Ан-2? Что иллюстрирует его удачную конструкцию?
- В свое время Ан-2 был столь же массовым самолетом, насколько немецкий малолитражный Volkswagen-Жук среди легковых автомобилей. Самолет собирали с 1947-го по 2002 год на территории Украины и Польши. А в Китае его производят и сейчас. Всего выпущено уже более 18 тысяч этих самолетов, они до сих пор эксплуатируются.
Ан-2 получился очень простым самолетом как в эксплуатации, так и в пилотировании и обслуживании, что в послевоенный период позволило быстро поднять авиационное сообщение в слабо доступных регионах. Уникальность Ан-2 в том, что он может выполнять посадку на небольшие неподготовленные площадки. В зимний период его можно оборудовать лыжами - и он будет выполнять полеты в условиях Крайнего Севера. Также его оснащают поплавками, и он выполняет взлеты и посадки с воды в труднодоступных местах, где большое количество рек и озер.
Ан-2 был столь же массовым самолетом, насколько немецкий малолитражный Volkswagen-Жук среди легковых автомобилей
Ан-2 также крупнейший в мире биплан.
А биплан - это самолет с увеличенной площадью крыла, что позволяет ему иметь очень высокие взлетно-посадочные характеристики.
В то время не существовало никаких аналогов Ан-2, это был совершенно новый класс самолетов.
Что вам известно о характере Антонова, его жизненной позиции, привычках? Как это могло помочь в его точной работе?
- К сожалению, я лично не был знаком с Олегом Константиновичем, но много общался с его современниками. Они отзывались о нем как о чрезвычайно благородном, воспитанном и вежливом человеке. Это позволяло ему управлять огромным коллективом конструкторского бюро и серийного завода.
До последних дней жизни Олег Антонов прилагал неимоверные усилия по восстановлению памяти Игоря Сикорского в истории авиации Украины, помогал поэту-шестидесятнику Василию Стусу, выступал в защиту Лины Костенко. Что вам известно об этом?
- Он очень любил Украину. И особенно Киев. За годы жизни в нашей стране он проникся нашими ценностями. Конечно, участь этих людей, достаточно сложная в тот период, оказывала большое влияние на него, и он, безусловно, пытался помогать этим людям, используя свое высокое положение и связи.
Сколько в вашем музее машин Ан?
- Сейчас 10 самолетов марки "Антонов". Но продолжается многолетний проект по передаче и созданию на территории музея большой экспозиции, состоящей из практически всех доступных сейчас в Украине самолетов марки Ан. У нас есть модели самолета Ан-24 в нескольких модификациях - в гражданской и военно-транспортной. Есть специальный самолет аэрофотосъемки Ан-30. Также очень уникальный самолет - советский АВАКС, который не пошел в серийное производство из-за развала Советского Союза. Также самолет Ан-71 - это самолет с большой радиолокационной антенной в виде тарелки на хвосте.
Также у нас сохраняется уникальный планер Антонова. Говорят, что на этом планере Олег Константинович сам выполнял полеты на аэродроме "Чайка". Сейчас планер находится на реставрации, но уже вскоре выставим его в основную экспозицию.
Комментарии