четверг, 04 марта 2021 19:08

Музей показал уникальную 200-летнюю посуду. Раньше ее никто не видел
16

В Полтавском художественном музее имени Николая Ярошенко провели эксклюзивную экскурсию. На тематическом мероприятии показали западноевропейский фарфор конца XVIII - нач. XIX веков из фондов музея. Элементы старинных сервизов обычно не экспонируются и десятилетиями пылятся в фондах.

На эксклюзивной экскурсии в Полтавском художественном музее имени Николая Ярошенко показали фарфор XVIII-XIX веков из музейных фондов
Фото: Ольга Стенько
Инициатор проекту "Музейные среды" Наталья Скорик: Организовали проект для популяриции музейных достижений"
Обеденная тарелка, мейсенский фарфор
Фарфоровые изделия: блюдо из мануфактуры Миклашевского, чашка с блюдцем в технике декалькомании из Венской мануфактуры, посуда из мануфактуры Мейсена
Статуэтка, севрский фарфор

Экскурсию провели в рамках нового проекта "Музейные среды". Как рассказала инициатор программы, руководитель туристического клуба "Шкатулка странствий" Наталья Скорик, проект создали совместно с городскими музеями для популяризации музейных достижений среди горожан. Начиная с марта, каждую среду организуют уникальную экскурсию. Показывают музейные экспонаты под новым углом зрения. Или такие, которые никогда не экспонировались и хранятся в фондах. Именно по такому принципу провели первое мероприятие.

Автор: Ольга Стенько
  Инициатор проекту "Музейные среды" Наталья Скорик: Организовали проект для популяриции музейных достижений"
Инициатор проекту "Музейные среды" Наталья Скорик: Организовали проект для популяриции музейных достижений"

"Проект стартовал с началом весны. Поэтому хотелось показать что-то, что ассоциируется со временем, когда природа просыпается. По моему мнению, цветы идеально иллюстрируют эту тему. Пошли нетривиальным путем и выбрали не полотна, а утилитарные вещи, изготовленные из благородного фарфора. Выбрали предметы, которые обычно не экспонируют", - рассказала Наталья Скорик.

В большом зале музея на покрытых бархатом столах организовали временную экспозицию западноевромейского фарфора конца XVIII - начала XIX веков. Представили расписные тарелки и блюдо, чашки с блюдцами, вазы, статуэтки.

Автор: Ольга Стенько
  На эксклюзивной экскурсии в Полтавском художественном музее имени Николая Ярошенко показали фарфор XVIII-XIX веков из музейных фондов
На эксклюзивной экскурсии в Полтавском художественном музее имени Николая Ярошенко показали фарфор XVIII-XIX веков из музейных фондов

"Фарфор интересен не только с искусствоведческой стороны, но и технологически. Свое начало история фарфора берет в Китае. Долгое время формула фарфора была суровой национальной тайной, которую пытались разгадать европейские предприниматели и похитить мореплаватели. Когда китайский фарфор попал в Европу, все были поражены красотой этой посуды. Прочный и изящный одновременно. Фарфор ценили больше золота, ним давали взятки", - рассказал научный сотрудник Полтавского художественного музея Назар Майструк.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Строительство Одесской мэрии стоило, как два сервизы для Екатерины II" - коллекционер

Формулу фарфора после упорных экспериментов изобрели в Саксонии в 1709 году. По приказу курфюста Саксонии в 1710-м в хорошо защищенном Мейсенским замке открыли первую в Европе фарфоровую мануфактуру. За два века Мейсен остается самым известным в мире. Цветочные рисунки мейсенского фарфора легко узнаваемы: яркие краски и полутеневые мазки, пышные бутоны и изящные изгибы стебля. Изделия из Мейсена имеют особое клеймо мануфактуры - в виде перекрещенных шпаг.

"Фарфор обжигают при высоких температурах. Краску и глазурь наносят в несколько этапов. Одно изделие могут обжигать до 5 раз. Рисунки на мейсенский фарфор наносились исключительно вручную. Видно, что декоративные элементы имеют объем, мазки краски можно почувствуют на ощупь", - рассказывает экскурсовод.

Автор: Ольга Стенько
  Фарфоровые изделия: блюдо из мануфактуры Миклашевского, чашка с блюдцем в технике декалькомании из Венской мануфактуры, посуда из мануфактуры Мейсена
Фарфоровые изделия: блюдо из мануфактуры Миклашевского, чашка с блюдцем в технике декалькомании из Венской мануфактуры, посуда из мануфактуры Мейсена

Показывает предметы, иллюстрирующие цветочные сюжеты на мейсенском фарфоре: масленицу, супницу, тарелки, ярко-желтые снаружи и белые с цветами внутри чашку и блюдце. На дне чашки изображена нежная ветвь голубой незабудки. Ярко-синяя масленица украшенна цветочными рисунками, имеет ручку в виде лимона, внутри на крышке - золотой узор, на дне емкости для масла - яркий букет.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: Реставратор фарфора может зарабатывать 400 гривен в день

Следующей после Мейсенской, через 10 лет, открылась Венская фарфоровая мануфактура. В конце XVIII века здесь для нанесения рисунков начали использовать технологию деколи.

Для иллюстрации этой техники показали чашку с блюдцем. Яркие полосы краски, нанесенные вручную, служат как бы фоном для золотого узора и картины. Эти элементы, по сути, являются "переводками".

Автор: Ольга Стенько
  Чашка и блюдце с деколями, изображающими картину Ангелики Кауфман, Венская фарфоровая мануфактура
Чашка и блюдце с деколями, изображающими картину Ангелики Кауфман, Венская фарфоровая мануфактура

"Это часть чайного сервиза. Здесь изображена копия с картины Ангелика Кауфман. Эти изделия представляют собой одни из первых примеров использования деколей - декалькоманию (полиграфический способ изготовления переводных изображений, предназначенных для переноса на бумагу, фарфор, стекло - Gazeta.ua). керамическими пигментами на пергаментной бумаге изображали рисунок и переводили на само изделие. В данном изделии таким образом нанесена не только картина, но и золотой узор", - пояснил научный сотрудник музея.

Среди ярких цветов, нанесенных на плоскую основу, выделяются объемные белые изображения купидонов. Это сервский фарфор - изготовлен ​​во Франции, в фарфоровой мануфактуре города Севр. Кувшин цвета слоновой кости с объемным рисунком изготовлен в особой технике.

Автор: Ольга Стенько
  Кувшин в технике "висквит"
Кувшин в технике "висквит"

"Техника фарфора называется "бисквит". Довольно известная, ее много где изготавливали, придумали на Севрской мануфактуре. Фарфоровый черепок без всякого покрытия несколько раз обжигается и создается такая нежная структура", - показывает предмет экспозиции Назар Майстренко.

Отдельной техникой росписи выделяется блюдо с мануфактуры украинского помещика Андрея Миклашевского. Его мануфактура действовала в середине XIX в. в селе Волокитино тогдашней Черниговской губернии. Сейчас это территория Сумской области. Фарфоровый завод Миклашевского работал относительно недолго - с 1839-го до 1861-го. Прекратил свое существование после реформы 1861 года, которая отменили крепостное право в Российской Империи.

Автор: Ольга Стенько
  Научный сотрудник музея Назар Майстренко демонстрирует блюдо, изготовленное в мануфактуре Миклашевского
Научный сотрудник музея Назар Майстренко демонстрирует блюдо, изготовленное в мануфактуре Миклашевского

"На мануфактуре Миклашевского работали крепостные, они же расписывали изделия. Эту посуду очень легко узнать, в подавляющем большинства изделия имеют цветочные ансамбли. А еще их очень мало, не каждый музей может похвастаться Миклашевским. Эта посуда очень дорогая", - показывает блюдо экскурсовод.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Шевченкиана в украинском тонкой керамике" - украинский фарфор на грани исчезновения

Особое внимание Назар Майстренко уделяет утилитарному назначению изделий. Рассказывает, что фарфоровые сервизы обычно состояли из большого количества предметов. Включали не только разнообразную посуду для непосредственно еды - тарелки, подносы, салатники, соусники и тому подобное. В одинаковом стиле оформлялись также подсвечники, вазы, фигурные украшения.

Назначение некоторых предметов было до недавнего времени неизвестно полтавским музейным работникам. Например, невысоких удлиненных чаш, которые имеют округлые выемки на краю.

Автор: Ольга Стенько
  Ваза для охлаждения рюмок из столового сервиза, венский фарфор
Ваза для охлаждения рюмок из столового сервиза, венский фарфор

"Случайно узнал, просматривая виртуальные экскурсии всемирно известных музеев, о назначении такой посуды. Оказывается, это вазы для охлаждения рюмок. Внутрь закладывали измельченный лед, на который клали рюмки на ножках. Цепляли основанием за выемки", - рассказал сотрудник музея.

Еще во временной экспозиции представили неаполитанскиую вазу с объемным изображением полуобнаженной женщины и драконов, а также чайник и пиалу из китайского фарфора.

Автор: Ольга Стенько
  Неапольская фарфоровая ваза с объёмным декором
Неапольская фарфоровая ваза с объёмным декором

Автор экскурсии объяснил, что это - для сравнения. Ведь фарфор изобрели отдельно в разных регионах, поэтому он отличается внешним видом и технологией изготовления.

Сейчас фарфор постепенно выходит из широкого употребления и остается преимущественно предметом коллекционирования, или элементами праздничной сервировки. Хрупкий и довольно сложный в изготовлении, а от того достаточно дорогой материал в ежедневном употреблении вытесняют более дешевые и простые - например, фаянс и стекло.

В конце июля 2020 года в Дрездене немецкие археологи раскопали подвал-бомбоубежище, принадлежавшее кафе "Зоммер". Нашли полки, наполненные бутылками с вином, и горы уцелевшей посуды из Мейсена - самого ценного фарфора Европы.

Сейчас вы читаете новость «Музей показал уникальную 200-летнюю посуду. Раньше ее никто не видел». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

2

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи