воскресенье, 19 ноября 2017 23:21

Украинский аналог ФБР могут использовать для расправы над политическими оппонентами - эксперт

С 20 ноября в Украине должен начать работу новый правоохранительный орган - Государственное бюро расследований. Вероятно полноценно это ведомство заработает через год. Конкурсная комиссия только выбрала главу бюро. После согласования правительством он начнет формировать структуру. Будет ли этот орган эффективным, почему у него сегодня нет доверия в обществе и как исправить ситуацию Gazeta.ua рассказал Роман Кулик, соучредитель образовательного проекта "Экспертный корпус".

  Главная угроза, что ГБР сделают ручным органом, который будет помогать коалиционным партиям контролировать противников и бороться друг с другом. Считает Роман Кулик, соучредитель образовательного проекта "Экспертный корпус". Фото: Facebook.
Главная угроза, что ГБР сделают ручным органом, который будет помогать коалиционным партиям контролировать противников и бороться друг с другом. Считает Роман Кулик, соучредитель образовательного проекта "Экспертный корпус". Фото: Facebook.

Многие эксперты говорят, что ГБР не будет независимым из-за непрозрачности конкурсной процедуры. Была возможность создать его независимым органом?

На 100 процентов это сделать было невозможно. По факту сейчас это прокуратура №2. Которая с теми же кадрами, с теми же полномочиями и функциями. Конкурсную комиссию назначают три субъекта - Кабмин, парламент, президент. С такой системой формирования, очевидно, что кандидатов на главу бюро выбирали за счет договоренностей и компромиссов. Поэтому сделать ГБР независимым уже не получится. Что надо было сделать? Создать независимую конкурсную комиссию из адвокатов, юристов, по минимуму привлечь представителей действующей вертикали правоохранительной системы.

Бюро заработает примерно через год. Может использовать это время и перезапустить конкурс?

Это невозможно на данный момент. Закон приняли еще два года назад. И с тех пор конкурсная комиссия тянула до последнего, чтобы выбрать кандидатов на главу и заместителей. Поэтому если запустить процесс заново, то уйдет несколько лет на согласование новых кандидатур и создание структуры.

Уже сейчас можно начинать требовать смену руководства НАЗК

Общество может как-то повлиять на ситуацию?

Гражданское общество утратило все рычаги влияния на эту ситуацию. Как и с реформой судопроизводства. Хотя там есть моменты, в которые можно вклиниться. Ближайший год с ГБР ничего нельзя будет создать. Надо ждать запуска их работы. Затем по результатам требовать переизбрания руководства. Так как было и с НАБУ, САП, НАЗК. Их запустили. Не всех устраивали кандидаты, избранные руководителями этих структур. Но им дали поработать и сейчас вырисовывается контур того насколько какая структура оказалась эффективной. И уже сейчас можно начинать требовать смену руководства НАЗК.

Кто может инициировать эти изменения?

Верховная Рада может это начинать. Хотя есть вопросы к качеству нашего парламента. Поэтому я так скептически настроен и к ГБР. Не стоит от них ждать нечего ближайшие полтора-два года, кроме политизированных дел.

Украина - это полуфеодальная страна. Это надо учитывать

За это время у нас может быть новый президент и парламент. Можно будет тогда что-то изменить?

Да. Но новоизбранный президент и Верховная Рада попытаются под себя переформатировать бюро и поставить своего руководителя. Так использовать ГБР в собственных целях. Украина - это полуфеодальная страна. Это надо учитывать. Каждый игрок пытается пропихнуть своего кандидата.


Когда выбирали наблюдательный совет в НАБУ и руководство было большое общественное внимание, много информации в СМИ. А конкурс в ГБР проходил тихо, без особого внимания. Почему так?

НАБУ и САП были первые антикоррупционные органы с огромными полномочиями и ресурсами. Поэтому к их созданию было приковано внимание. А ГБР по факту - это отпочкование Генпрокуратуры. Все это понимали. Во время отбора говорили о кандидатах больше потому, что там оказался Анатолий Матиос. И это было так: "Боже, как бы ни он". А детальное обсуждение остальных кандидатов проходило в узких кругах. Интерес к антикоррупционным институтов стих, потому что было очень много скандалов с САП, НАБУ, НАЗК. Поэтому отбор в ГБР прошел тихо. Не было ничего до момента избрания председателя и заместителей.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: ГБР на полную заработает в конце 2018-го - Луценко

ГБР должна расследовать преступления высшего руководства страны, того же генпрокурора.

Я не верю в эффективность этого органа. Двое заместителей Романа Тубы - старорежимные прокуроры с огромным опытом работы. За каждым тянется определенный след. Поэтому говорить о какой-то независимости, что они начнут расследование против генерального прокурора, в системе которого работали еще вчера, наивно. Почему я приравниваю их с прокуратурой? Потому что по сути у прокуратуры отняли компетенцию следствия и передали ее ГБР. Это будет основная часть их работы - проводить следствие по особо тяжким преступлениям. Когда во главе этой структуры прокуроры и им отдадут в подчинение следователей прокуратуры, то не думаю, что их работа будет отличаться новым качеством.

Антикоррупционная сфера не отделена - она является отражением общества

Чем ГБР должно было заняться в первую очередь?

ГБР надо браться за чиновников среднего звена. А потом за первую лигу. Это займет год-два-три. Так было в Румынии. Там антикоррупционные органы резонансные дела начинали не в первый год работы. Сначала получили доверие парламента и общества. Тогда уже брались всех. Так долино было делать и наше НАБУ. Не стоит начинать с сына Авакова, а из средних чиновников. На них получить опыт. А тогда уже браться за топов из системы.
Первый риск, чтобы ГБР не стал органом по выполнению политических заказов. Который будет действовать по разнарядке, как недавно оказалось с НАЗК. Главная угроза, что бюро сделают ручным органом, который будет помогать ккоалиционным партиям контролировать противников и бороться друг с другом.

Вы приводили в пример Румынию. Но там очень высокая поддержка в обществе антикоррупционных органов. У нас такой нетерпимости к коррупции нет.

Здесь вопрос не в терпимости или нетерпимости к коррупции в обществе. Там высокий уровень доверия к антикоррупционным органом и недоверия к политической системе. Это не зависит от менталитета. Например, у нас НАБУ имело высокий заряд хорошего имиджа и доверия в обществе. Но в последнее время оно его потеряло. Если дальше так будет продолжаться, то в защиту того же НАБУ под парламент никто не выйдет, когда захотят резать их полномочия.
Антикоррупционная сфера не отделена - она является отражением общества.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ: "Чтобы надежды не вылетели в трубу" - в Раде озвучили опасения в отношении главы ГБР

16 ноября конкурсная комиссия выбрала директором Государственного бюро расследований Романа Трубу. Окончательно утвердить директора ГБР должен премьер-министр Украины.
ГБР - новый орган исполнительной власти, по образцу американского Федерального бюро расследований. Оно будет заниматься борьбой с организованной преступностью, преступлениями чиновников и правоохранителей, расследованием дел по терроризму и убийств.
К компетенции ГБР будет принадлежать расследования правонарушений должностных лиц государства: президента, депутатов, министров, судей, прокуроров, сотрудников полиции.
По Уголовному процессуальному кодексу бюро должно быть создано до 20 ноября 2017 года.

Сейчас вы читаете новость «Украинский аналог ФБР могут использовать для расправы над политическими оппонентами - эксперт». Вас также могут заинтересовать свежие новости Украины и мировые на Gazeta.ua

Комментарии

Оставлять комментарии могут лишь авторизированные пользователи